Найти в Дзене
Записки москвитянина

ФЕДОСКИНО – НЕ ДЛЯ НАРОДА?

ЧАСТЬ 3-я ЖЕНСКИЙ ДИАЛОГ

Когда поэтессы нашей делегации написали про встречу в Федоскино, то одна читательница спросила у Анны Токаревой, которая приехала через всё Подмосковье аж - из Егорьевска.

- Удалось что-нибудь приобрели?

- Ирина, нет, конечно, только любовались. Цены фантастические. Взгляни на ценники.

- Анна, жаль, что так. Но это и вправду национальные сокровища. В СССР недорого стоили...

Нет, и в СССР, конечно, немало стоили, но не баснословно дорого, если сравнить с нашими пенсиями и средними зарплатами. Вы можете себе представить, чтобы учитель отдавал целую зарплату за небольшую шкатулочку? Более того, и в Австрии какой-нибудь учитель гимназии тем более не отдаст зарплату в 3 000 евро за безделушку!

Так что всё условно, а при нашем диком материальном расслоении – вдвойне: кто-то цену этой шкатулки в ресторане за ужин оставляет…

Вот такая скромная шкатулочка...
Вот такая скромная шкатулочка...

Вообще, надо отметить, что Федоскино – не народный промысел по гамбургскому счёту. Первой важной особенностью миниатюр было то, что они рождались не как дымковские игрушки, например, у деревенских женщин-мастериц, а дело сразу было организовано как профессиональное производство. И потом возродили её, и живописали славу художники-профессионалы. Вторая особенность: в изображениях, по сути, мало исконно русских традиций. Да, сюжеты очень русские, знакомые по быту и картинам передвижников, но сами традиции - интернациональные. Во многих других русских промыслах есть мотивы иконописи, потому что художники, как в Палехе или Мстёре, начинали именно с этого ремесла (предки Алексея Фатьянова были мстёрскими богомазами). Тут же художники сразу учились профессиональному и в чём-то европейскому стилю росписи. Ведь первый организатор фабрики купец Коробов посетил немецкую фабрику в Брауншвейге, чтобы усовершенствовать технологию изготовления козырьков, и во время визита перенял идею немцев — делать из папье-маше табакерки. В конце 18 века все нюхали табак, табакерки изготавливалась из золота, серебра или слоновой кости и больно били по карману. А тут можно было создать и дешёвую продукцию для простолюдина, и блестящий предмет с изысканной росписью или заказным портретом. Краски для нанесения изображений с самого начала использовались масляные, а не темпера, как в других наших промыслах. Наносятся они в 3-4 слоя и между каждым слоем присутствует слой лака, что позволяет создавать эффект объёма рисунков. Да ещё подкладывают для декоративности фольгу или перламутровые пластины.

Студентка пишет Боярский пир Маковского три месяца
Студентка пишет Боярский пир Маковского три месяца

Есть и другие секреты производства миниатюр, что делало процесс производства весьма трудоёмким. Шкатулка большая и сложная по композиции – создаётся до полугода. Поэтому Федоскинские изделия стоят сравнительно дорого. Например, шкатулка “Царевна-лягушка” длиной всего 15 см со скидкой стоит 37 тыс. руб. И это практически нижняя граница стоимости современных изделий фабрики, по 22 000 - совсем крошечные изделия.

В своё время вышучивали слова Ленина о том, что искусство должно принадлежать народу: мол, что народ понимает в грандиозной симфонии или высоколобой литературе. Вообще-то и во 2-й симфонии Рахманинова понимает, но уж декоративно-прикладное искусство ему должно принадлежать?

Когда мы, поэты, выступали перед студентами и преподавателями Федоскинского института (подробно - в заметке Нины Поповой на сайте СПР), эти стихи – главный, можно сказать, невесёлый вывод – ещё не были написаны. Они рождались на обратной дороге с берегов Учи-Клязьмы и дома, в ночных раздумьях:

ФЕДОСКИНСКОЕ ИСКУССТВО

Искусство должно принадлежать народу

В.И. Ленин

Из дебрей клязьминских лесов

Был путь далёк и гулок –

От козырьков для картузов

До лаковых шкатулок.

Купец Лукутин вёл дела,

А мастера – корпели,

И слава добрая пошла

Федоскинской артели.

В года советские – расцвет:

Шедевры сотворили.

За тридцать буржуазных лет

С трудом, но сохранили.

Теперь – любой товар лежит,

Да вот в карманах пусто.

Народу – не принадлежит

Народное искусство.

-3