Каждый месяц уважающий себя ресторатор обновляет свой карманный словарь и добавляет туда новые термины из фуд-индустрии. Сегодня я – Наталья Гоголева, эксперт ресторанного бизнеса, расскажу вам все, что мне известно о фудтраках.
Фудтраки простым языком – фургоны с едой на колесах. У нас в Ярославле их можно встретить на каждом углу. В фудтраках продают фастфуд, кофе и сладости, товары от местных производителей, мороженное, сладкую вату и многое другое. А еще их часто используют в качестве фотозоны для городских фотосессий. Оно и не мудрено, ведь яркие и стильные фудтраки видны издалека и всегда привлекают внимание прохожих.
А начиналось все так… В 1870-х годах, в штате Техас местным ковбоям и перегонщикам скота приходилось преодолевать сотни миль со стадами, проводя в пути недели и даже месяцы. Конечно, и в дороге им хотелось поесть по-человечески, хотя бы иногда, и желательно свежеприготовленную еду. Идеальным вариантом стал грузовик для продуктов, который дальнобойщики в седлах превратили в удобную мини-закусочную.
По одной версии, такую тележку придумал легендарный Чарльз Гуднайт – техасский скотовод и рейнджер второй половины 19 века. По другой версии, первый фуд-трак появился на базе ланч-вагончиков, которые в 1880-х годах разработал житель Массачусетса Томас Баркли.
Как только о фургонах с едой прознали бизнесмены – они стали появляться в крупных городах. Конечно, же на территории заводов и фабрик. Сотрудники бегали в фудтраки за горячим обедом и сладостями. Налоги с такого «ресторана на колесах» власти стали взимать далеко не сразу, себестоимость продуктов стоила копейки, а накрутка на горячие обеды была существенная. За пару лет в фудтраках в США стали продавать еду всех кухонь мира – от европейской до японской. И когда меню перестало удивлять покупателей – предприниматели придумали украшать свои фудтраки необычным дизайном.
Первым делом на фудтраках стали вешать красивое и притягивающее взгляд меню, а стены раскрашивали бургерами, хот-догами, японскими деликатесами. Дальше – больше! В Америке стали появляться фудтраки в виде хот-догов, бургеров, свиней, фантазия и креатив били ключом! Все ради привлечения внимания покупателей и роста прибыли.
Королем фудтрака считается Марк Мангер из Лос-Анджелеса. Он открыл палатку с мексиканским тако, в которой повара показывали прохожим как есть тако и не испачкаться. Мало того, что людей манил запах, дак они еще и видели, как повара уплетают тако за обе щеки. Как тут удержаться от покупки? А потом в ход пошли акции для поедателей тако, которые не прольют мимо рта ни капли соуса. Кстати, акции в фудтраках есть и по сей день. Например, каждое 14 февраля в сети Грильдональдс в Ярославле дарят шаурму влюбленной парочке, которая поцелуется на глазах у продавца. В рядах школьников и студентов этот фокус заходит на ура!
Еще одна фишка фудтраков – работа на выездных мероприятиях. Как человек, который несколько лет посвятил кайтерингу, я знаю, что говорю! Кроме прямых продаж, в большинстве стран мира, фургоны с едой привлекаются для обслуживания различных выездных мероприятий — свадьбы, дни рождения, корпоративы, музыкальные фестивали, например, Дброфест или Нашествие и многое другое.
Первые фудтраки в России появились в начале 1990-х годов. Их б/у-варианты массово ввозили из Европы. Ассортимент был бесхитростным — поп-корн, хот-доги, куры-гриль и тому подобный фаст-фуд. Работали, преимущественно, на территории местных рынков. Затем, столкнувшись с местными законами, эксплуатация таких прицепов практически сошла на нет.
Современная популярность фудтраков, возникшая на волне возросшего потребительского спроса на гамбургеры и прочих подобных блюд, в России насчитывает не более семи лет. При этом до сих пор нет единого законодательства о мобильной торговле. В каких-то регионах использование фургонов успешно регулируется, существуют нормативы и постановления, а где-то — нет вообще подобной терминологии, то есть, трак нельзя эксплуатировать по прямому назначению.
Но, несмотря на эти сложности, число подобных фургонов в России неуклонно растет.
Если вы задумались об открытии подобного бизнеса, обратите внимание на следующие нюансы:
1.Бизнес с использованием трака несколько отличается от привычного заработка на стационарных кафе. Так, наценка в этом мобильном бизнесе не должна превышать 250%, в отличие от капитальных точек общепита, где наценка может достигать 600%. У фудтрака более высокая проходимость клиентов и прибыль можно делать на большом обороте, соответственно снизив свою маржу.
2.Необходимый набор документов для ведения данного бизнеса мало чем отличается от бизнеса в любом другом общепите. Договоры на поставку воды и сертификаты на продукты питания, санитарный договор на вывоз бытовых отходов, разрешение от Роспотребнадзора, наличие санитарных книжек у сотрудников. Также не стоит забывать об оформленном уголке потребителей: книга жалоб и предложений, права потребителя и другая основная информация.
3.Перед тем как купить свой фудтрак следует ознакомиться с местными требования и нормами функционирования подобных торговых точек. Возможно в выбранном регионе работа трака будет просто невозможной.
Пишите в комментариях, часто ли вы кушаете еду из фудтраков? Если да, то какой кухне отдаете предпочтения?