По тому как человек говорит на иностранном языке судят о его владении языком. Говоришь, значит знаешь, не говоришь - не знаешь. Язык нам нужен в первую очередь для общения, поэтому всё логично. Удивительно то, что оставив за спиной 10 лет изучения иностранного языка в школе, основная масса учащихся так и не может на нём говорить. Думаю, что на это есть ряд причин. Но одна из самых важных - мы учим говорить либо слишком мало, либо неправильно, либо и то и другое вместе.
Сколько времени тратится на говорение во время урока? И кто на самом деле в это время говорит? Сколько минут говорит сам ученик, а сколько учитель? Как часто учитель организует работу в парах и группах, чтобы большее количество учащихся смогли высказаться? Насколько грамотно организованна эта работа, чтобы учащиеся не перешли на русский язык и были замотивированы как следует выполнять задание? Говорят ли дети спонтанно или только произносят заученные предложения? Есть ли у учащихся возможность пообщаться с носителями языка или с иностранцами? Меня постоянно беспокоят эти вопросы, и я руководствуюсь ими, когда планирую свои уроки.
Где взять на это время?
На протяжении всего урока искать повод поговорить. В начале урока обязательна речевая разминка. Лучше, если она превращается в беседу. Обычные вопросы о самочувствии, настроении, планах - то, о чём обычно разговаривают при встрече. Это спонтанная речь. Главная задача - коммуникация, поэтому ошибки я не исправляю. Если учащийся говорит с трудом, помогаю наводящими вопросами и втягиваю в беседу как можно больше ребят любыми путями. Затем плавно перехожу к теме урока.
Учитель должен контролировать себя
Учителю нужно стараться говорить меньше и постоянно передавать слово кому-то из ребят. Например, я объясняю задание, затем прошу повторить задание кого-то другого. Спрашиваю, все ли поняли. Если не все, кто-то отвлёкся и прослушал, то задание объясняет кто-то ещё, но не я. Во время обсуждения текста или проверки заданий стараюсь вовлечь как можно больше учащихся вопросами: Do you agree with....? Do you have the same answer? What do you think of it? Why?, etc. Это тоже спонтанная, неподготовленная речь.
Как найти повод поговорить
Даже практикуя грамматику на уровне предложений, всегда можно задать вопрос на основе этого предложения. Например, He's feeling a bit nervous because he is starting a new job tomorrow. Здесь мы тренируем future tenses. Я тут же задаю ребятам вопрос: And you? Will you be feeling nervous because of a new job? When do you usually feel nervous? И спрашиваю не одного ученика, а двух-трёх. Это происходит, конечно, не всегда, но довольно часто. Таким образом я ненавязчиво вывожу учащихся на неподготовленную речь.
Коллективные режимы работы
На мой взгляд, учитель должен регулярно организовывать работу в парах или мини группах. Чем чаще, тем лучше. Дети привыкают к такому рабочему режиму, воспринимают его адекватно, то есть работают в нём, а не отвлекаются, занимаясь какими-то своими делами. Этому также способствует чёткое ограничение по времени (например, работаем 3 минуты) , а также обязательный опрос хотя бы одной пары у доски (посмотреть, чему научились). Здесь всё зависит от задания и цели его выполнения. Для более тщательной проработки материала я использую режим работы в парах сменного состава.
Реальное общение
Даже если по максимуму наполнить урок разными возможностями для учащихся поговорить, этого всё равно недостаточно, чтобы вывести их в полноценное общение на иностранном языке. Это хорошие, но только подготовительные упражнения.
Для реального общения нужен носитель языка или хотя бы иностранец, который не говорит или очень плохо говорит по-русски. Если у меня появляется такая возможность, то обязательно приглашаю такого человека на беседу в класс. (Эти возможности нужно постоянно искать.) Вот здесь-то как раз и проявляется, как хорошо ребята могут использовать язык в реальной жизни, а не в искусственной учебной ситуации, созданной учителем. Чем больше предоставить учащимся таких возможностей в классе, тем увереннее они себя будут чувствовать общаясь на иностранном языке за пределами и после школы.
Коллеги, а как вы формируете спонтанную речь на своих уроках?