Трамвай, троллейбус и метро — оглавление
Недавняя статья о графике работы водителей трамвая нашла живой отклик:
В комментариях отозвались водители из других городов, поэтому сделаю ремарку: кое-что из сказанного верно лишь для Самары, а что-то (например, тонкости с водительскими удостоверениями) — для всей России. Поэтому расскажу для начала основы.
Для управления рогатым транспортом, будь то троллейбус или трамвай, нужно самое обычное водительское удостоверение, но в нём должна быть открыта нужная категория — Tb или Tm соответственно. Загляните на оборот своего ВУ — графы под них есть, в самом низу. В обычных коммерческих автошколах на них не учат, да оно и не особо надо: при приёме на работу обучит предприятие.
Вам и не захочется учиться за свои деньги: в 2021 году обучение на водителя троллейбуса стоило 208 тысяч рублей, трамвая — чуть больше 300. Неудивительно: транспортное средство дорогое, контактная сеть (а в случае с трамваем — ещё и путь) находится в ведении предприятия и требуют содержания, а это дополнительные расходы. Плюс программа обучения куда объёмнее, чем на водителя категории, например, В: помимо ПДД курсанты изучают Правила технической эксплуатации (ПТЭ), должностную инструкцию (ДИ), правила электробезопасности, а также конструкцию тех вагонов, на которых предстоит работать.
Троллейбус-то ещё может съехать на обочину, а вот вставший по незнанию водителя трамвай может поставить целую линию. А уж вагон с отказавшими тормозами — и вовсе неуправляемый ракетный снаряд, водитель может это предотвратить, а может и сотворить своими руками. Поэтому ТТУ обучает водителей само в своём учебном центре. И после обучения надо отработать на линии 2 года.
Лишился ВУ по какой-то причине? Не беда, тебя посадят «на уклон» — на пост безопасности, осматривать перед затяжным спуском тормоза вагонов. В штате ТТУ останешься и брать кредит не пойдёшь, хотя и оплата такого труда соответствующая, намного ниже, чем у водителей. Можно пойти и в кондукторы.
Теперь о графике. Вот что пишут водители из других городов:
Кошмар Иваныч (г. Коломна)
Может быть где-то и есть такой график у водителей трамвая, в моем городе - 3/1, три дня в первую смену, потом длинный выходной, затем три дня во вторую смену, далее короткий выходной, опять три дня в первую.
Зуфар Гарипов
Никакие 6/1 у водителя трамвая нет. Это же охрененная переработка получается от нормы часов, а переработку в полуторном размере придётся оплачивать. Графики у водителей 4/2 восьмичасовые смены, 2/2 двенадцатичасовые и 5/2 пиковые ( утром 4 часа и вечером 4 часа в час пик)
В Самаре же плотный график движения требует от трамвайщиков работать 6/1, от троллейбусников — 4/1. Когда-то давно у водителя под псевдонимом Благовестник я читал, что в его городе троллейбусники работают 4/2. Что ж, меньше работаешь — меньше платят, а в Самаре зарплаты водителей хорошие, тысяч 50 — 70 получить можно, при этом не имея никакой квалификации кроме данной в ТТУ — хоть с девятью классами приходи. А есть энтузиасты, кто и без выходных работает — у меня есть друг-троллейбусник, регулярно работающий 9/1.
От него я узнал ещё один момент, о котором мало кто знает. Стаж водителя трамвая не засчитывается как «рулевой», то есть если с девятью классами отучиться на Tm и получить первое ВУ в надежде через 4 года по дешёвке отучиться на категорию D — то ничего не выйдет. Имеющими опыт двухмерного движения ГИБДД вполне обоснованно считает лишь водителей категории Tb.
Пожалуй, всё. В остальном — смены, разрыв, о которых рассказано в первой статье — работа троллейбусников не отличается от работы трамвайщиков. В следующей статье будет рассказано о работе маневровых водителей, о ремонте, о его видах и графике работы ремонтников, а их несколько — в зависимости от объёма работы. Я сам работал всегда в ночь.
Заглядывайте на наш Телеграм-канал, чтобы не пропустить за новостями от РенТВ и Царьграда следующую статью:
Вы только пришли на работу и читаете эту статью, а водители первой смены уже обедают...