Наша статья об истории советского дизелестроения вызывала много комментариев, в том числе и о том, что еще в годы Второй мировой войны, наши танки использовали дизельные моторы против немецко-фашистских войск, которые использовали бензиновые.
Нас заинтересовал этот вопрос, и мы нашли интересное исследование на тему «Бензин и дизельное топливо в Третьем рейхе: легенды и мифы».
Предлагаем и вам ознакомиться с этим материалом:
МИФ: У Германии не было своей нефти
В целом, существует много информации о том, где и почему в Германии в 1930-1940 годах использовались дизельные и бензиновые двигатели. К сожалению, большинство этой информации скорее связано с недопониманием сути, чем с легендами и мифами. Давайте начнем с одного из самых распространенных мифов, который утверждает, что в Германии вообще не было нефти. Это неправда; нефть находилась на территории Германии и добывалась промышленным способом с 1881 года. Однако нефти было не так много, как хотелось бы. Важно подчеркнуть, что к концу 19-го и началу 20-го веков в Германии было достаточно нефти для внутренних нужд.
Ситуация изменилась, когда речь пошла о военных действиях, которые потребляли огромное количество топлива. Если в Первую мировую войну большинство стран справлялись с этой задачей, то к началу Второй мировой войны (примерно с 1933 года) ситуация стала намного интереснее. Немецкий Генеральный штаб состоял все-таки частично и из разумных людей, которые понимали сложность положения. Подготавливаясь к войне, немецкие генералы учли почти все аспекты, включая ограниченное наличие нефти на внутреннем рынке. Учитывая амбиции Гитлера, выходившие далеко за пределы Австрии и Чехословакии, стало очевидным, что нужно было обеспечить запасы топлива.
Ситуация была сложной: Германия имела ограниченное количество собственной нефти, и полное зависимость от импорта топлива во время войны была рискованной. Это стало очевидным к 1945 году, когда практически всё в Германии остановилось. Поэтому было необходимо находить источники для производства топлива, и они должны были быть доступными внутри страны. Ответом на этот вопрос стал уголь, в частности, бурый уголь, который был менее востребован на тот момент.
Немцы научились получать бензин из угля
Химическая промышленность Германии была хорошо подготовлена к этой задаче. Метод получения жидкого топлива из угля был разработан и запатентован Фридрихом Бергиусом уже в 1913 году, и он был полностью внедрен в промышленность. Еще одним методом был метод Фишера и Тропша, позволяющий производить синтетический бензин, дизельное топливо, керосин и тяжелое мазутное топливо из угля.
Разница между этими методами заключалась в том, что метод Бергиуса позволял получать полусинтетический бензин, в то время как метод Фишера и Тропша создавал синтетический бензин, дизельное топливо и другие нефтепродукты. В среднем на производство 1 тонны топлива требовалось 4 тонны угля или 8-10 тонн лигнита.
Выбор синтетических нефтепродуктов был впечатляющим. Следует отметить, что синтетическое дизельное топливо не могло полностью заменить нефтяное дизельное топливо из-за склонности к загустеванию при низких температурах. В результате был сделан выбор в пользу нефти для дизельного топлива и мазута, в то время как синтетические продукты широко использовались для бензина.
Таким образом, основными потребителями нефти был немецкий флот, особенно для дизельного топлива и мазута. В целом, любое судно, даже находясь на якоре в порту, потребляло топливо в те времена. Во время военных походов линейные корабли и крейсеры сжигали огромное количество тяжелого мазута в своих котлах.
Критическое разделение по топливу
И вот здесь, по-моему, мы достигли той самой разделяющей черты. Флот с его неутолимым аппетитом получал продукты переработки нефти, в то время как автомобили, танки и самолеты использовали продукцию угольно-химических заводов.
Кстати, это было вполне обосновано, поскольку когда Румыния была освобождена советскими войсками, немецкий флот фактически пришел в ступор. Что касается танков и самолетов, здесь тоже возникали сложности, но они были вызваны наступлением союзников и захватом угольных бассейнов в землях Северного Рейна - Вестфалии, Бранденбурга и Саксонии, где также добывался уголь и производился синтетический бензин, и это оказалось на пути Красной Армии. Это привело к разнообразным проблемам.
Все довоенные танки были бензиновые
В общем, принцип "не класть все яйца в одну корзину" работал довольно хорошо. Кроме того, дизельные двигатели для танков были весьма редким явлением в те времена. Следует отметить, что все танки предвоенного периода, будь то немецкие, советские, французские или британские, работали на бензине.
Почему? Все довольно просто. Бензиновые двигатели были проще и дешевле. Их мощности и крутящего момента было достаточно для большинства танков того времени, потому что они были не особенно тяжелыми, скорее наоборот. Даже первые немецкие танки послевоенного периода были больше похожи на танкетки.
Понятно, что бензиновые двигатели хорошо справлялись с задачей перемещения таких машин. Кроме того, многие авиационные двигатели были адаптированы для использования в танках. Здесь приходила на помощь высокая скорость вращения бензинового двигателя, обеспечивающая высокую скорость танка. Что может быть лучше для "блицкрига"?
Причина установки дизельных моторов на танки после 1942
В общем, все было в порядке до 1941-42 года, но в 1942 году начались неожиданные изменения. Броня, вооружение и, следовательно, общая масса танков начали увеличиваться. Появление танка Т-34 и двигателя В-2 стало поворотным моментом. У нас было все аккуратно распределено: легкие и быстрые танки, такие как Т-60, Т-70 и Т-80, работали на бензине, который был высокооборотистым и быстрым. Все более тяжелые танки, такие как Т-34, КВ, ИС и ИСУ, использовали дизельные двигатели.
Да, дизель подходил лучше для тяжелой техники, потому что он не спешил, имел низкие обороты, но обладал отличным крутящим моментом. С соответствующей трансмиссией можно было достичь скорости более 40 км/ч. Советские конструкторы добились этого.
Удобство погубило Вермахт
Сказать, что немцы "не могли" разработать дизельные двигатели для танков, было бы неверным. Конечно, они могли бы, ведь это были немцы. Однако здесь возникали проблемы с логистикой. Им необходимо было не только импортировать больше нефти из Румынии и перерабатывать ее, но и возлагать на военных логистов управление поставками топлива.
В Вермахте каким-то образом изначально сложилось, что бензиновые двигатели были непревзойденными. Не чтобы бензин стал единственным видом топлива, но он был менее проблемным. Производство и поставки были хорошо налажены: нефть добывалась на местности и распределялась всем, от танковых батальонов до передвижных прачечных. Это было более удобно.
Итак, в конечном итоге немцы просто не видели необходимости добавлять себе лишнюю головную боль, управляя двойной системой топлива, нефтью и дизелем, а также отдельным поставками нефти и запасными частями. Они не стали вводить дизельные двигатели в свой арсенал.
Сложно сказать, был ли этот путь правильным, поскольку бомбежки со стороны союзников серьезно ослабили Вермахт и Люфтваффе, а Румыния, которая сдалась на милость Советскому Союзу, сделала немецкий флот недееспособным.
Итог
Советские дизельные моторы во Второй Мировой войне - это пример того, как талант советских инженеров и готовность командования Красной армии к логистическим сложностям позволили победить изначально более технически сильного противника простыми, но эффективными решениями.
Благодарим за подготовку текста сайт:
https://topwar.ru/158494-benzin-i-diztoplivo-tretego-rejha-legendy-i-mify.html?ysclid=locv6gq1cp541288962