Заведя разговор об американской литературе, трудно умолчать о творческом наследии Джека Лондона, именно о его «клондайкской» серии, или, если хотите, назовем ее «аляскинской», посредством которой он одним мощным пинком широко распахнул перед собой дверь в мировую литературу. Для вящей красоты слога добавлю: через которую (дверь) в нее (литературу) ворвался свежий ветер суровой мужской прозы. Настоящей американской прозы, юной, простой и человечной, не замутненной никакими культурными веяниями и дегенеративными изысками развращенной Европы.
Старатели стихов не сочиняют!
Допускаю, что кому-то больше по вкусу «Мартин Иден», «Морской волк» или «Маленькая хозяйка большого дома». Да, эти романы кое в чем выгодно отличаются от ранних рассказов: здесь уже виден накопленный изрядный литературный и культурный багаж, чувствуется рука не новичка, а опытного в своем ремесле человека, но здесь и больше литературщины, надуманности. Меньше простоты, искренности и свежести. Особенно характерна в этом отношении «Маленькая хозяйка»: хорошо ощущается, что автор сильно поумнел и образовался в сравнении с самим собой аляскинского периода, но вот пошло ли это на пользу его творчеству? Вопрос! Без труда могу себе представить, что «Маленькую хозяйку» написал не Джек Лондон, а какой-то другой человек. А вот представить себе, что «Белый Клык» или «Вечный зов» написаны не им, невозможно.
Оба эти романа, «Зов предков» и «Белый Клык», я безоговорочно отношу к «клондайкской» серии; поэтому они, на мой взгляд, и лучшие из романов Лондона.
Вообще, если говорить о реальной, или практической, прозе, не витающей в эмпиреях глобальных общечеловеческих вопросов, не окунающей читателя в темные глубины человеческого «я» и не плутающей в поисках потерянного времени, то, надо признать, что лучше всего подобные произведения удаются тем творцам, которые хорошо знают материальную часть предмета своих исследований. Добавьте сюда известную литературную одаренность, и на выходе можно получить и мировой успех, и мировую известность. Безусловно, требуется совпадение еще множества условий, но без конкретных знаний и способности их изложить в увлекательной форме не обойтись.
Об эпическом произведении «Сердца трех» умолчу.
Есть еще «Рассказы Южных морей», увлекательнейшее чтение для подростков и безусых юношей. И это все, что нам о них нужно знать.
Засим решительно перехожу к лучшему из написанного Джеком Лондоном.