Краткая история Свято-Данилова ставропигиального мужского монастыря в Москве
Говоря о колокольном звоне Даниловского монастыря (ул. Даниловский Вал, 22) невозможно не рассказать о самом монастыре. Хотя бы кратко.
Итак, основан он был в конце XIII века первым Московским князем Даниилом (1261-1303), сыном Александра Невского (1221–1263), отцом Ивана I Калиты (1284 или 1288 – 1340).
Сегодня ученые сомневаются, какой из двух основанных князем монастырей можно назвать первым, а какой вторым: Даниловский или Богоявленский (Богоявленский переулок, д. 2, стр. 4). Но точно – это два древнейших монастыря Москвы, основанные в конце XIII века.
Согласно воле князя похоронили его на простом кладбище устроенного им Даниловского монастыря – «не в церкви, а в ограде».
В 1330 году его сын, Иван I Калита (1284 или 1288 – 1340), перевел монастырь в Кремль, монастырь стал называться Спасским.
Но уже при Иване III (1440–1505) монастырь был перенесен на новое место, в Крутицы, и стал называться Спасом-на-новом или просто Новоспасским.
Но это уже другая история. Даниловский же монастырь был возрожден севернее примерно на 500 м в середине XVI века при царе Иване IV Грозном (1530-1584).
На месте храма Даниилы Столпника, возведенного князем Даниилом, вокруг которого и был создан Даниловский монастырь, сейчас стоит храм Воскресения Словущего в Даниловской слободе (Большой Староданиловский переулок, 3).
Монастырская стена, построенная по указу Ивана Грозного, превратила монастырь в крепость.
В 1920-е гг. монастырь стал одним из духовных центров России. К 1930 году он был единственным действующим монастырем в Москве, но в 1930 году и он был закрыт. На территории устроили центр временной изоляции детей репрессированных. В 1931 году было решено снести монастырское кладбище. На кладбище были захоронены писатель Н.В. Гоголь, поэт Н.М. Языков, художник В.Г. Перов, музыкант Н.Г. Рубинштейн. Василия Перова перезахоронили на кладбище Донского монастыря, прах остальных перенесли на Новодевичье кладбище. После этого весь Даниловский погост с оставшимися могилами был уничтожен. А здесь были похоронены известные купцы– благотворители Ляпины, Лямины, Савины, Шестовы, Куманины.
В 1983 году было принято решение о передаче Даниловского монастыря Московской Патриархии. Говорят, что перед самой смертью Л. Брежнев подписал указ о передаче Донского монастыря, но после его смерти договорились о Даниловском: закрытый последним монастырь стал первым возрожденным.
К празднованию 1000-летия Крещения Руси в 1988 году разрушенная почти до основания обитель восстановлена, ей был возвращен облик, исторически сложившийся в XVII–XIX веках.
Создание ансамбля монастырских колоколов
По мнению исследователей к началу XVIII века вес колоколов ансамбля монастыря составил чуть менее пяти тонн: вкладные колокола князя Ивана Калиты с разобранного к тому времени храма Даниила Столпника (XIV век), царя Ивана Грозного (XVI век), колокола царя Феодора Алексеевича (XVII век) весом около 1000 кг и 500 кг (меньший из них сохранился до наших дней и является пятым по весу в ансамбле Даниловских колоколов, оба колокола были отлиты известным литейщиком Федором Моториным, его сын, Иван Моторин отлил Царь-пушку).
В 1701 и 1710 годах по указанию Петра I у храмов и монастырей снимали колокола для переплавки в пушки.
В это время монастырь лишился почти половины веса своих колоколов. Видимо тогда и были утрачены вкладные колокола Ивана Калиты и Ивана Грозного.
В 1731–1732 годах над Святыми вратами монастыря на средства московского купца Михаила Косырева была выстроена новая колокольня с храмом Симеона Столпника на втором ярусе. На нее перешли все монастырские колокола.
Ансамбль колоколов это не просто набор, а кропотливо собранные колокола, согласованные по звучанию. В середине XIX века в Даниловском ансамбле было восемь колоколов, к концу века – уже четырнадцать.
Самый большой колокол был перелит на Московском колокололитейном заводе Н.Д. Финляндского в 1890 году из старого поврежденного колокола весом в 314 пудов (5 тонн) с добавлением меди и весил 722 пуда (12 тонн). Внизу, на валу, помещалась «поминальная записка»: «В лето от воплощения Бога Слова 1890 в царствование императора Александра III по благословению митрополита Московского Иоанникия перелит сей колокол-благовестник в обитель князя Даниила, именуемую Даниловским монастырем, что за Серпуховскими воротами в Москве, из старого 300 пуд колокола с прибавлением нового высшего сорта металла старанием настоятеля архимандрита Ионы, жертвою вдовы купчихи Анастасии Сергеевны Захаровой о упокоении души мужа ее раба Божия Иоанна. Москва. Завода Н.Д. Финляндского лил мастер Ксенофонт Веревкин».
Его назвали «Большим». Колокол так и не решились поднять на уготовленное для него место. Специально для этого колокола была построена временная деревянная звонница за оградой монастыря. И только спустя почти 14 лет звонари стали замечать, что при раскачивании колокольного языка в такт ему стала заметно раскачиваться и поскрипывать сама звонница. Было решено укрепить имеющуюся историческую надвратную колокольню.
Впервые за всю историю реставрационных работ в России конструкцию колокольни предлагалось усилить с помощью сложного 650-пудового каркаса из «литого железа высшего качества», не подвергая изменению ее внешний вид. Каркас пронизывал стены звонильного яруса–восьмерика и своею тяжестью опирался на 250-пудовые чугунные, «с подливкой цемента», подушки по углам четверика надвратного храма Симеона Столпника. При этом железным частям конструкции придавалась пятикратная, а чугунным, каменным и деревянным – десятикратная прочность. Основная часть нагрузки переносилась на нижнюю часть здания, позволяя всему сооружению выдержать значительный дополнительный вес. Уникальная операция была разработана и проведена молодым инженером–механиком, недавним выпускником Императорского московского технического училища, заведующим бюро железных конструкций Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода Николаем Владимировичем Подчиненновым. Конструкцию изготавливал «Торговый дом Шварцкопф, Дзирне и Кольпак». В 1907 году процесс был удачно завершен. «Торговый дом Шварцкопф, Дзирне и Кольпак» уже через два года провел аналогичные работы по укреплению колокольни Ивана Великого в Кремле.
Второй по величине колокол «Полиелейный» (6 тонн) был отлит в 1904 году на заводе Финляндского. Третий колокол – «Постовой», использовался во время постов, весил 2,2 тонны (тоже отлит в начале ХХ века на заводе Финляндского. Всего на заводе Финляндского для Даниловского монастыря было отлито 11 колоколов.) Четвертый колокол – «Будничный» 1795 года, весил 2 тонны. Затем шел ряд из десяти подзвонных колоколов весом от 65 пудов (около 1065 кг) до 1,75 пуда (30 кг). Два самых старых подзвонных колокола были отлиты в 1682 году – вклад в Свято-Данилов монастырь царя Федора Алексеевича. Еще четыре зазвонных колокола весили 16, 13, 12 и 10 килограммов.
Получается, что самый старый колокол ансамбля отлит в 1682 году, а самый новый – в начале ХХ века. К 1917 году монастырский ансамбль включал 18 колоколов общим весом 1450 пудов (около 24 тонн).
Потеря (продажа) колоколов
1917 год. Закрываются храмы и монастыри. Как монастырь обитель тоже была закрыта, но еще долго действовала «Группа верующих бывшего Данилова монастыря». В 1925 году было предписано: «В будни звон по 5 минут в малый колокол, а в праздники и церковнопрестольные по 7 минут в большой колокол и трезвон 9 минут».
Американский политический деятель, предприниматель и филантроп Чарльз Ричард Крейн (1858 - 1939) происходил из одного из богатейших чикагских семейств. Идея приобрести русские колокола и тем самым спасти их от уничтожения зародилась у старшего из сыновей Чарльза Ричарда Крейна, скорее всего, летом 1921 г. Тогда, едва сложив с себя полномочия посла США в Китае, он проехал по Транссибирской железной дороге от Харбина до Петрограда и воочию увидел разрушения, причиненные революционным хаосом и Гражданской войной в стране. Будучи поклонником своеобычной красоты северного церковного зодчества и колокольного звона, он специально избрал маршрут через Ростов Великий, чтобы сопровождавший его в поездке младший сын Джон, выпускник Гарварда, насладился звучанием знаменитых Ростовских колоколов. В 1928 году Чарльз Р. Крейн отправляет в СССР своего порученца Томаса Виттемора, не единожды выполнявшего для него различные деликатные миссии, с заданием «добыть колокола Новгорода или Ярославля». Но, вернувшись в Америку, тот сообщил, что заказ на «новгородские или ярославские колокола» выполнить не удастся: практически все они разбиты и уничтожены. В одну из следующих своих поездок (официально – под предлогом сбора материалов для лекций в Нью-Йоркском университете по культуре и искусству Византии, Древней и средневековой Руси и Средней Азии) Виттемор познакомился с талантливейшим звонарем Москвы Константином Сараджевым, игравшим свои «колокольные симфонии» при огромном стечении народа на звоннице храма Святого Марона-Пустынника на Якиманке.
Тогда же чиновники намекнули на возможность приобретения одного из последних сохранившихся целиком в Москве колокольных ансамблей Даниловского монастыря.
В ожидании получения Даниловских колоколов было приостановлено возведение башни с циферблатами для Лоуэллского общежития Гарвардского университета. В 1930 году колокола Даниловского монастыря были отправлены в Гарвард (США) из Москвы через Ленинград. В Гарвард отправился и Константин Сараджев для помощи в развеске колоколов.
Нашла, что Сараджев забраковал один из колоколов – 18-й. Его тональность была слишком похожа на звук ближайшего по размеру колокола. "Большевики продали колокола на вес, как лом бронзы. Вероятно, кто-то в Москве решил подсунуть еще один колокол, чтобы выручить побольше долларов. Сейчас этот колокол висит на башне бизнес-школы за рекой Чарли." Но дальше везде в переписке упоминается 18 колоколов.
Общие затраты Чарльза Ричарда Крейна на подаренные Гарварду Даниловские колокола, включая расходы на поездку в США и обратно и содержание Константина Сараджева в период его нахождения в США, доставку, таможенные пошлины, развеску колоколов в Гарварде составили примерно 40.000$.
В Гарварде сложилось целое сообщество звонарей – это студенты разных курсов, которые учатся искусству звона у старших товарищей.
За 77 лет, что колокола Данилова монастыря находились в Гарварде, их воскресный звон стал одной из традиций университета. Колокольным звоном в Гарварде отмечались все торжественные церемонии, а также ежедневное начало занятий. Даниловские колокола служили студентам в качества гонга, когда начинался бейсбольный матч, университетские звонари становились легендарными личностями.
Долгий путь домой
К 1988 году восстановили Даниловский монастырь. Для возобновления уставного звона по старым чертежам была восстановлена колокольня. Все расчеты несущих конструкций были сделаны на основе имеющихся данных о размерах, весе и схеме развески прежних, исконных Даниловских колоколов. На ней разметили пятнадцать колоколов старого литья.
По воспоминаниям архиепископа Евлогия (Смирнова) – первого наместника возрожденного Свято‑Данилова монастыря, к началу 1980‑х никто в России не знал о судьбе Даниловских колоколов. Посол США в России господин Хартман, выпускник Гарварда, в 1984 году первым сообщил отцу Евлогию о спасенных колоколах. Более того, он считал их возвращение в Россию возможным. В 1988 году президент США Рональд Рейган, посетивший в ходе своего официального визита в Москву Данилов монастырь, одобрил идею возвращения колоколов.
Долгая переписка. И, наконец, в начале 2000-х годов руководство Гарвардского университета дало согласие вернуть колокола, но с условием, что Россия взамен предоставит университету новый набор.
Патриарх Алексий II обратился к общественности России с призывом о помощи, и почти сразу же на этот призыв откликнулся председатель попечительского совета Фонда «Связь времен» Виктор Вексельберг. Затем выбирали завод (совместно с американцами). Был выбран воронежский завод «Вера», где отлили копии даниловских колоколов.
Работы по отливке новых колоколов, доставке их в США и доставке Даниловских колоколов в Москву обошлась фонду «Связь времен» примерно в 10 млн.$. (Мы помним, что на покупку колоколов в 1930 году было потрачено примерно 40.000$, при инфляции доллара на 2007 год это составило примерно 457.800$.) Работу по поднятию колоколов на колокольню финансировало правительство Москвы.
Неожиданная проблема произошла при ввозе колоколов на нашу территорию: таможня потребовала уплатить пошлину как за ввоз цветных металлов. Говорят сумма была немалая, но вмешалось государство.
Спустя 25 лет после возвращения монастыря РПЦ, накануне дня памяти св. князя Даниила Московского, все колокола прибыли в монастырь.
Потомок Ч.Р. Крейна – Томас Крейн был приглашен на церемонию возвращения колоколов в Москву.
В день престольного праздника Данилова монастыря, 12 сентября 2008 года, Святейший Патриарх Алексий II освятил прибывшие из США колокола, а 17 марта 2009 года Святейший Патриарх Кирилл благословил первый звон колокольного ансамбля.
79 лет прошло между колокольными звонами ансамбля Даниловского монастыря, из них почти 25 лет занял процесс возвращения колоколов из «ссылки».
История продолжается
На этом история Даниловских колоколов не заканчивается. В сентябре 2010 года в Даниловском монастыре был проведен первый фестиваль звонов «Даниловские колокола». С тех пор фестиваль проводится каждый год в сентябре на соборной площади Данилова монастыря. Звонари-виртуозы из разных уголков России исполняют самобытные региональные колокольные звоны.
Фестиваль совпадает с началом нового учебного года на «Даниловских курсах звонарского мастерства», где желающие смогут обучиться русским традиционным звонам.
А еще 10 ноября 2020 года на колокольню Данилова монастыря поднят новый колокол. В звукоряде подзвонных колоколов исторического набора теперь заполнен последний пропуск 17-пудовым колоколом (примерно 278,5 кг), ударный тон которого Си бемоль.
Колокольный звон на 40 лет возрождения Данилова монастыря. 23.09.12. Иеродиакон Роман (Огрызков)
Виды колоколов
БЛАГОВЕСТНИКИ: самые крупные колокола, управляются педалями или раскачкой языка.
Праздничный – используется во время двунадесятых праздников, на Пасху, при встрече епископа и в других торжественных случаях.
Воскресный – используется в воскресные дни и в дни великих праздников.
Полиелейный – используют в дни, когда по уставу совершается полиелейное богослужение (Наиболее торжественная часть Всенощного бдения или праздничной утрени).
Постовой – используется Великим постом.
Будничный – используется в будни.
ПОДЗВОННЫЕ – колокола среднего веса, к языкам которых крепятся веревки, связанные между собой (связка). Звонарь управляет ими левой рукой. Используются во время трезвона. Вес от 65 до 1,75 пудов (примерно от 1065 до 30 кг).
ЗАЗВОННЫЕ – самые маленькие колокола. Звонарь управляет ими правой рукой. Используются во время трезвона.
Посмотреть, как снимали колокола в Гарварде можно здесь:
Спасибо, что дочитали. Если вам понравилось, ставьте лайки, пишите комментарии – это очень важно для меня.
До скорой встречи!
#достопримечательностимосквы #блоги увлеченных людей
ИСТОЧНИКИ
История Данилова монастыря и его колоколов
Колокола Свято–Данилова монастыря. Журнал Фома.
Лебедева Е. Даниловский монастырь в Москве. Сайт Православие-ру
Монастырский вестник. Синодальный отдел по монастырям и монашеству РПЦ.
Московский Данилов монастырь. Официальный сайт
Правмир. Интервью у архимандрита Алексия (Поликарпова).
Симонова И.А. Даниловский звон
Симонова И.А. Чарльз Р. Крейн как вдохновитель и спонсор покупки колоколов Данилова монастыря для Гарварда