Найти тему
Минувшие времена

Переписка стран накануне Первой мировой войны

Оглавление

Убийство 28 июня 1914 г. наследника австро-венгерского престола Франца Фердинанда в Сараеве сербским гимназистом Гаврилой Принципом послужило поводом к началу Первой мировой войны.

Какую переписку вели ведущие страны между собой и как предлагалось урегулировать конфликт?

Иллюстрация в итальянской газете "La Domenica del Corriere" , 1914 г.
Иллюстрация в итальянской газете "La Domenica del Corriere" , 1914 г.

Австрийская нота

Нота – официальное дипломатические обращение правительства одного государства к правительству другой страны.

Австро-Венгрия 23 июля 1914 г. направила Сербии ноту с требованиями и обвинениями в антиавстрийской деятельности.

«Оно (правительство Сербии – прим. автора) допускало преступную деятельность различных обществ и организаций, направленную против монархии, распущенный тон в печати, прославление виновников покушения, участие офицеров и чиновников в революционных выступлениях, вредную пропаганду в учебных заведениях, наконец, оно допускало все манифестации, которые могли возбудить в сербском населении ненависть к монархии и презрение к ее установлениям».

Нота содержала 10 пунктов с требованиями:

1. Не допускать никаких публикаций, возбуждающих ненависть и презрение к монархии и проникнутых общей тенденцией, направленной против ее территориальной неприкосновенности.

2. Немедленно закрыть общество, называемое «Народна Одбрана» («Народная Оборона» - прим. автора), конфисковать все средства пропаганды этого общества и принять те же меры против других обществ и учреждений в Сербии, занимающихся пропагандой против Австро-Венгерской монархии. Королевское правительство примет необходимые меры, чтобы распущенные им общества не могли продолжать свою деятельность под другим названием или в другой форме.

3. Незамедлительно исключить из области сербского народного образования, как в отношении личного состава учащихся, так и в отношении способов обучения, все то, что служит или могло бы служить к распространению пропаганды против Австро-Венгрии.

4. Удалить с военной и вообще административной службы всех офицеров и должностных лиц, виновных в пропаганде против Австро-Венгерской монархии, имена которых императорское и королевское правительство оставляет за собой право сообщить сербскому правительству вместе с указанием совершенных ими деяний.

5. Допустить сотрудничество в Сербии органов императорского и королевского правительства в деле подавления революционного движения, направленного против территориальной неприкосновенности монархии.

6. Произвести судебное расследование против участников заговора 28 июня, находящихся на сербской территории, причем лица, командированные императорским и королевским правительством, примут участие в розысках, вызываемых этим расследованием.

7. Срочно арестовать коменданта Войю Танкосича и некоего Милана Цигановича, чиновника сербской государственной службы, скомпрометированных результатами сараевского расследования.

8. Принять действительные меры к воспрепятствованию оказания сербским властям содействия в незаконной торговле через границу оружием и взрывчатыми веществами; уволить и подвергнуть суровому наказанию чинов пограничной службы в Шабаце и Лознице, виновных в том, что оказали содействие руководителям сараевского покушения, облегчив им переезд через границу.

9. Дать императорскому и королевскому правительству объяснение по поводу недопустимых заявлений высших сербских чинов как в Сербии, так и за границей, которые, несмотря на свое официальное положение, позволили себе после покушения 28 июня высказаться в интервью во враждебном по отношению к Австро-Венгерской монархии тоне.

10. Наконец, без замедления уведомить императорское и королевское правительство об осуществлении указанных в предыдущих пунктах мер.

У Сербии было 48 часов для ответа.

Выдержка из газеты "Петербургский листок" с текстом австро-венгерского ультиматума
Выдержка из газеты "Петербургский листок" с текстом австро-венгерского ультиматума

Переговоры держав

Австрийское правительство заявляло, что обращение, направленное к Сербии, не является ультиматумом и должно рассматриваться как выступление, могущее повлечь за собой разрыв дипломатических сношений, но такой разрыв не означает немедленное начало военных действий. Следует сделать некоторую оговорку. Ультиматум подразумевает под собой какое-либо категорические требование одной страны к другой под угрозой применения различных мер (экономических, политических и др.). Фактически обращение Австро-Венгрии к Сербии являлось ультиматумом, причем невыполнимым и неприемлемым, его выполнение являлось бы полным уничтожением независимости Сербии.

Министр иностранных дел Российской империи Сергей Дмитриевич Сазонов выступил с предложением о продлении срока ультиматума, в связи с тем, что после ознакомления с ним у держав остается короткий срок предпринять «что-либо полезное для улаживания возникших осложнений». По мнению министра отказ Австрии от предлагаемого будет свидетельствовать о явном противоречии международной этике.

С.Д. Сазонов направлял телеграмму в Вену с предложением, чтобы австро-венгерскому послу в Петербурге дали полномочия вступить в частный обмен мнений для совместной переработки некоторых требований австрийской ноты. Российский посол в Вене позже сообщил: «Предложение С.Д. Сазонова Австрией отклонено» и «указ о всеобщей мобилизации в Австрии подписан».

Иллюстрация из газеты "Петербургский листок"
Иллюстрация из газеты "Петербургский листок"

Сербский королевич Александр в своей телеграмме к Николаю II сообщал, что Сербия с первых дней ужасного преступления осуждает это злодеяние и готова открыть следствие на своей территории в том случае, если следствие, которое ведется австрийскими властями, докажет соучастие некоторых подданных Сербии. Королевич Александр в своей телеграмме акцентировал внимание, что требования австрийских властей являются унизительными и несовместимыми с достоинством Сербии, как независимого государства. Сербия была готова принять все требования Австро-Венгрии, совместимые с положением независимого государства, а также и те, которые посоветует принять Николай II. Королевич Александр констатировал - сорок восемь часов для выполнения требований крайне мало.

Телеграмма Александра заканчивалась словами: «Я являюсь выразителем чувств сербского народа, который в это трудно время молит Ваше Императорское Величество принять участие в судьбе Сербии».

Государь Император Николай II в своей телеграмме к королевичу Александру сербскому сообщал, что он следит внимательно за развитием событий и правительство Российской империи предпринимает всевозможные меру дабы устранить конфликт стран. Император заверял: «Если же, вопреки нашим самым искренни желанием, мы в этом не успеем, ваше высочество может быть уверены в том, что ни в каком случае Россия не останется равнодушной к участи Сербии».

От поверенного Российской Империи по делам в Белграде поступала информация, после того как телеграмма Николая II была прочитана Александром, последний перекрестился и сказал: «Господи, велик и милостив русский Царь», а затем он обнял поверенного, не в силах сдержать охватившего его волнения.

Министр иностранных дел Великобритании Эдуард Грей предупреждал германского посла, что австрийская мобилизация вызовет мобилизацию России, Англия в свою очередь оставляет за собой полную свободу действий. Сэр Эдуард Грей видел один выход для мирного разрешения конфликта, в виду австрийской и русской мобилизации, Германия, Франция, Италия и Англия должны воздержаться от немедленной мобилизации и предложить сначала свои добрые услуги по посредничеству между Россией и Австрией.

Германское правительство отрицало утверждение о том, что выступление Австро-Венгрии произошло по наставлению Германии, текст ноты со слов германского посла в Петербурге не был известен до момента вручения и Германия никак не влияла на содержание. Германский посол в Париже одобрил точку зрения Австрии и сказал: «Раз стрела пущена, Германия может руководствоваться только своими союзническими обязательствами».

Немецкая антисербская листовка с текстом "Сербы, мы порубим вас в щепки"
Немецкая антисербская листовка с текстом "Сербы, мы порубим вас в щепки"

Casus belli

Стрела действительно была пущена и остановить ее было не суждено. 25 июля в Сербии отдано распоряжение о всеобщей мобилизации. В тот же день Сербия дала ответ на австрийский ультиматум. Пункты 1, 2 и 3 ультиматума были приняты в значительной части, пункты 8 и 10 — полностью, на пункты 4, 5 и 9 ответ был дан уклончиво или с серьёзными оговорками, требования пункта 6 об участии австрийских представителей в расследовании Сараевского убийства были отклонены. Последовал разрыв дипломатических отношений между Сербией и Австро-Венгрией. 28 июля 1914 г. Австро-Венгрия объявила Сербии войну, воспользовавшись так называемым "Casus belli" (с лат. "случай для войны"), т.е. формальным поводом для объявления войны. Начались обстрелы Белграда, войска Австро-Венгрии пересекли границу Сербии.

"Газета-Копейка" - сообщение о начале войны между Австрией и Сербией.
"Газета-Копейка" - сообщение о начале войны между Австрией и Сербией.

⚡ Задать вопрос автору и следить за новыми публикациями - Telegram.