В ноябре 1951 года в Париже проходила сессия Генеральной ассамблеи ООН. Среди выступавших делегатов значился посол Коста-Рики в Италии. Одной из тем обсуждения было осуждение Советского Союза, который вывез к себе из Греции, где только-что закончилась гражданская война, детей погибших и попавших в тюрьмы коммунистов.
По регламенту на выступление выделялось 10 минут. За это время делегат от Коста-Рики не проронил ни единого осуждающего слова в адрес СССР. Он просто красочно ссылался на Библию и древнегреческих классиков и умело уходил от обсуждаемой темы. Да и как он мог выступить с этой высокой трибуны против своей родины? Дело в том, что послом Коста-Рики в Италии был Иосиф Григулевич, он же Артур, Макс, Мигель и Юзик. Под этими оперативными псевдонимами многие годы работал советский разведчик-нелегал.
В незапамятные времена, когда требовалось выкрасть тайну в соседнем государстве, предпочтительней сделать это было человеку, выдававшему себя за его соплеменников. Вот так рождалась нелегальная разведка.
В качестве примера, в 1904 году на Тибет отправилась группа «буддийских монахов». Ее возглавлял есаул Войска Донского Уланов. «Монахи», под легендой паломничества в священный для них город Лхасу, выполняли разведывательные задачи.
Молодому советском государству нелегальная разведка, по известной причине, нужна была как воздух. СССР оказался в международной дипломатической изоляции и блокаде со стороны западных стран. На их территориях не было официальных представительств, то есть базы для работы легальной разведки.
Вот и приходилось засылать туда нелегалов. Они без особого труда, под видом дружественных иностранцев, преодолевали границы, оседали в интересующих советскую разведку странах и успешно выполняли поставленные Центром задачи.
В 30-е годы советская нелегальная разведка достигла пика своего развития. В ее рядах действовали: В. Зарубин, Т. Малли, Д. Быстролетов, Л. Лисницкий, И. Ахметов, Б. Базаров, Е. Рогатнев, М. Акселерод, Я. Серебрянский, А. Орлов, не пожелавший вернуться домой, чтобы не быть подверженным ежовским репрессиям, А. Дейч, создавший знаменитую оксфордскую «пятерку», и многие другие, чьи имена нам неизвестны до сих пор.
Уже в наше время стали мы услышали о советских разведчиках-нелегалах Вильяме Фишере, взявшшем при аресте в США имя своего сослуживца Рудольфа Абеля, и Кононе Молодом, действующем под именем Гордона Лонсдейла. Увы, разведчик становится известным широкой бублике, когда его работа прерывается драматическим образом.
Если «легальный» разведчик для своего прикрытия использует документы и учреждения своего государства, то «нелегальный» вынужден выступать в роли иностранца. Для этого ему требуется основательно перестроиться - отойти от своей национальности, родного языка, религии и профессии. Из гражданина Иванова буквально превратиться в мистера Адамса. Еще некоторое время назад Иванов закончил какой-нибудь ВУЗ и писал в анкете о знании иностранного языка: «читаю и перевожу со словарем», а сегодня он успешно руководит небольшой частной фирмой в какой-нибудь англоязычной стране.
Подготовка такого специалиста разведки требует колоссального труда, как самого нелегала, так и команды специалистов, обеспечивающих его подготовку и руководство.
Об этом обязательно напишу. Следите за выпусками.