Найти тему
ЭКОЮРС - Новости

Запрашивание Роспотребнадзором информации, которая не содержится в проверочных листах

Вправе ли Роспотребнадзор при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий запрашивать информацию, которая не содержится в проверочных листах?

Отвечает юрист Центра Пупанов Никита:

В соответствии с п. 1 Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре) (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. № 1100) (далее — Положение), государственный контроль (надзор), осуществляемый уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, указанными в п. 4 данного Положения (далее - органы государственного контроля (надзора), направлен на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушений обязательных требований посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
Согласно п. 3 Положения, предметом государственного контроля (надзора) являются в т. ч. соблюдение санитарно-эпидемиологических требований.
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, а также документарной проверки принимается решение контрольного (надзорного) органа, подписанное уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа, в котором указываются в т.ч. проверочные листы, если их применение является обязательным.
Следует отметить, что согласно ч.ч. 1, 2, 4 ст. 53 указанного Федерального закона в целях снижения рисков причинения вреда (ущерба) на объектах контроля и оптимизации проведения контрольных (надзорных) мероприятий контрольные (надзорные) органы формируют и утверждают проверочные листы (списки контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований). Проверочные листы не могут возлагать на контролируемое лицо обязанность по соблюдению обязательных требований, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
При этом требования к разработке, содержанию, общественному обсуждению проектов форм проверочных листов, утверждению, применению, актуализации форм проверочных листов, а также случаи обязательного применения проверочных листов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При проведении контрольных (надзорных) мероприятий проверочные листы, указанные в решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, заполняются инспектором в электронной форме посредством внесения ответов на контрольные вопросы и заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью инспектора.
Одновременно, на основании п.п. 10-11 Требований к разработке, содержанию, общественному обсуждению проектов форм проверочных листов, утверждению, применению, актуализации форм проверочных листов, а также случаев обязательного применения проверочных листов (утв. Постановлением Правительства РФ от 27 октября 2021 г. № 1844) проверочные листы подлежат обязательному применению при осуществлении следующих плановых контрольных (надзорных) мероприятий:

а) рейдовый осмотр;

б) выездная проверка.

Необходимо отметить, что требование, установленное пунктом 10 данного документа, не применяется при проведении плановых контрольных (надзорных) мероприятий на объектах контроля, в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора).
При этом в случае обязательного применения проверочного листа контрольное (надзорное) мероприятие ограничивается оценкой соблюдения обязательных требований, в отношении которых в форме проверочного листа определен список вопросов, отражающих соблюдение или несоблюдение контролируемым лицом таких обязательных требований, если иное не предусмотрено решением контрольного (надзорного) органа об утверждении формы проверочного листа.

Таким образом, проверочные листы подлежат обязательному применению при осуществлении следующих плановых контрольных (надзорных) мероприятий:

а) рейдовый осмотр;

б) выездная проверка.

При этом в случае обязательного применения проверочного листа контрольное (надзорное) мероприятие ограничивается оценкой соблюдения обязательных требований, в отношении которых в форме проверочного листа определен список вопросов, отражающих соблюдение или несоблюдение контролируемым лицом таких обязательных требований, если иное не предусмотрено решением контрольного (надзорного) органа об утверждении формы проверочного листа.
Формы проверочных листов (списков контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемых Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ее территориальными органами и подведомственными ей федеральными государственными учреждениями при проведении плановых контрольных (надзорных) мероприятий (рейдовых осмотров, выездных проверок) при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) за эксплуатацией помещений, зданий, сооружений, оборудования, а также за деятельностью хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение отдельных видов работ или оказание отдельных видов услуг утверждены Приказом Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 24 декабря 2021 г. № 808 (далее — Приказ № 808) .

Согласно п. 3 Приказу № 808, контрольные (надзорные) мероприятия (плановый рейдовый осмотр, плановая выездная проверка) не ограничиваются оценкой соблюдения обязательных требований, в отношении которых в формах проверочных листов (приложения  № 1 - 6 к данному Приказу) определен список вопросов, отражающих содержание обязательных требований, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований.

Исходя из вышесказанного, Роспотребнадзор вправе запрашивать информацию, которая не содержится в проверочных листах.