..."Когда он впервые сказал, что думает о смерти, я испугалась..." Так могло бы начаться описание своего состояния мамой мальчишки с большими и умными глазами. Но так завершалась консультация.
Привело их в кабинет психолога неудовлетворение поведением ребенка. Многим взрослым вокруг этого пятилетнего парня не нравилось то, с каким здоровым упрямством он защищает себя. Хотя здесь я признаюсь, я забегаю вперед. Всех не устраивает то, что ребенок не признает субординации, может сказать что думает и отказывается подчиняться.
В дверях кабинета мальчик осматривается и анализирует где он оказался. В свои пять он умеет говорить "здравствуйте", запоминает имя собеседника и обращается по имени ко мне на протяжении всей сессии. Еще он точно знает, что есть чужие вещи, и поэтому берет игрушки с разрешения. При этом разрешение спрашивает у меня напрямую. Значит он точно умеет самостоятельно строить отношения с другим взрослым, не привлекая туда своего родителя. Значит мальчик имеет образ Я, умеет потребности переводить в мотивы поведения: он знает, умеет ощутить и обозначить то, что хочет сейчас. Еще он умеет выбрать из многообразия: ни одна коробка в кабинете не была перевернута вверх дном. У него достаточно развиты мышление и речь, чтобы собрать длинную фразу и проговорить ее. Обилие игрушек не делает его поведение хаотичным и неуправляемым. Он все также может спрашивать разрешения. Моя интенция к нему не привела к тому, что ребенок "сел мне на шею" и перешел к фамильярному поведению. Однако здесь стоит отметить, что я знаю разницу между вседозволенностью и созданием безопасности.
Я мысленно продолжаю раскручивать, параллельно рассказу мамы о проблемах, варианты и причины описанного поведения. Все отчетливее звучит в голове мысль, что ребенок здесь тот, у кого этих трудностей меньше всего....
Описание проблем мамой не дает мне уйти в свои размышления и возвращает к мальчику. Сейчас он сидит на полу и перебирает коробки с игрушками. Скорый взгляд в коробку и вопросы о том, как в это играть мало говорят о реальном интересе ребенка. Он тревожен. Пытается прожить тревогу. Но не знает как. Мама продолжает делиться тем, каким несговорчивым и упрямым бывает сын, как часто на него жалуются в саду. Мальчик внимателен к словам. Он реагирует. Но не пытается объясниться или защититься. Речь до этого звучавшая активно, наполненная разнообразными оборотами, резко беднеет, превращается в аграмматичные конструкции без смысла и функции. Самым красноречивым, пусть и единственным, стало движение "рука-лоб": ребенок с силой прикладывает руку ко лбу. Вероятно в моменты особенной злости-грусти....
"Тебе сейчас грустно"
"Да нет, но да, иногда, чуть-чуть"
Я прошу мальчика нарисовать вулкан. Беседа и наблюдение подсказывают мне, что злость и то, что с ней можно и нужно уметь обходиться слабая точка взаимодействия родителей с сыном. Его вулкан имеет жерло. Стенки вулкана внутри и вход в жерло заполняет небольшим слоем красная лава. Его вулкан большой, почти 2/3 листа заняты рисунком вулкана на белом фоне. И этот большой вулкан не извергается. Точнее на словах ребенка извержение происходит в небо, в виде пара. А вот рисунок говорит о вулкане, который лаву "гоняет" вдоль своих же стенок внутри.
"Когда он впервые сказал, что думает о смерти, я сказала ему, чтобы он больше так не говорил, что так говорить нельзя...". Табуированность тем мешает гибкости поведения. Это будет точкой для просвещения родителей мальчика - познакомиться со своими "сложными", возможно полными страшных чувств или воспоминаний темами.
Для поучительности истории я бы сказала:
- чаще вспоминайте о том, какого быть ребенком сейчас?
- насколько ваш ребенок реально защищен от взрослых с низким уровнем психологического образования, возможностей рефлексии и низким профессиональным самоопределением?
- анализируйте то, как вы помогаете ребенку проживать разные чувства.
- разрешено ли ребенку злиться, грустить и менять чувства в зависимости от ситуации.
- вы помогаете ребенку понимать собственные чувства или запрещаете их "на корню".
- регуляции поведения ребенка завязана на его чувствах или ваших - родительских.
П.с. все совпадения в историях случайны. Герои историй выдуманы или представляют из себя мозаичную картину. Описание историй несет просветительский и несколько терапевтический эффект.