Найти в Дзене
"Доверяй себе": как это сделать?
Каждые несколько минут от выполнения задания с этой приятной девочкой я говорила ей: верно, верь себе, ты правильно думаешь. Любое задание или вопрос вызывали у нее ступор. Вывести ее из него было ну просто невозможно. Мне казалось, что чем больше я пыталась ей помочь преодолеть его, тем больше этот процесс ее пугал. Оставлять ее одну с мыслями и чувствами, которыми она не хотела делиться, я не рисковала. Тогда я решила снизить сложность выполнения до самого минимума. Это помогло. Минимальные усложнения и я услышала ее первые: я поняла, до меня дошло, я знаю, как это сделать...
1 год назад
Дети готовы быть здоровыми и готовы к помощи. Это мое глубокое убеждение, которое много раз подтверждалось на практике. Когда взрослые испытывают тревогу и смятение при посещении психолога, дети умеют распоряжаться временем в кабинете детского психолога. Приведу несколько примеров из своей практики: Реб: как этим играть? Пси: как хочешь, здесь ты можешь придумать свою игру. Реб: а, здесь же все сейчас для меня! Пси: да, ты совершенно прав. Пока ребенок раскладывал игрушки, я еще несколько минут находилась под впечатлением от его умения взять то, что дает ситуация, от внутренней жажды и живого здорового интереса психики к самой себе и миру. Второй пример про работу с ребенком 12 лет. Он сам попросил индивидуальных занятий. Каждый раз он приходил с вопросами. Сначала его интересовало, как влияют компьютерные игры на мозг. К слову, с запросом о них и пришли его родители. Его возраст и ум предполагали возможность активно включать парня в обсуждение и дискуссии по этой теме. Встречи пролетали незаметно. Мы делили лист на две части, описывали плюсы и минусы компьютерных игр. В конце он выделял, в чем была главная точка конфликтов в теме игр, как обойти ее. Внутренняя интенция ребенка сделать свою жизнь, отношения с собой и родителями понятными достойны глубокого почтения. Не всегда работа с детьми выглядит так. Иногда к нам приходят тихие дети, которые готовы играть, выполнять задания и говорить, но только, когда тему, игру или задание дает взрослый. Иногда мне кажется, что эти дети уже не верят в то, что могут хотеть чего-то. Возможно их вера в то, что они имеют осознаваемые самими собой потребности, исчерпана взрослыми. То, как они маленькими шагами возрождают веру в себя, наблюдать особенно волнительно. Этот процесс всегда можно "спугнуть". Приведу пример. Так устроено в консультировании детей, что помощь "заказывает" взрослый - чаще один из родителей, редко - оба. Так выходит, что когда это один из родителей, и второй появляется у дверей "по стольку-поскольку" забрать или привезти, возникают вопросы, на которые отвечать за минуту и сложно, и не терапевтично для ребенка. С такой небезопасной ситуацией столкнулся мой клиент. Его отец решил узнать какие есть результаты, ведь "вы просто играете" с ним. Описание ответа не предмет рассмотрения, поэтому я его опущу из описания. Расскажу про ребенка. В этот прием он был особенно зажат и молчалив. За 15 минут до конца встречи прислушивался к звукам за дверью. За 10 минут - начал собирать игрушки. К моменту выхода из кабинета, он собрал и разложил по местам все, чем играл эти 45 минут. Это был способ обеспечить себе безопасность: не показывать чем он занимался, не рассказывать, что он чувствует и думает. Запрос родителей: молчаливый, застенчивый, ничего не рассказывает, боязливый....и вероятно, у ребенка есть повод для такого поведения. Дети готовы быть здоровыми и готовы к помощи. Получить же они ее могут только при наличии ответственности и внимательности к себе со стороны родителей.
1 год назад
"Господа Лунатик, Хвост, Бродяга и Сохатый" или про то, как мы смотрим на своих детей.
"Он у меня такой стеснительный; он лидер и не умеет уступать; он добрый, никому не может дать отпор; он как будто не понимает, что они шутят и обижается" - не большой список характеристик, которые детские психологи слышат в своих кабинетах. Про детей есть точка зрения "дети - чистый лист бумаги и от нас зависит, чем его заполнить". Мне не близок этот вариант. И как психологу, и как нейропсихологу. Как нейропсихолог, я знаю о том, что мозг имеет вектор нейрофизиологического созревания. Природой задумано, чтобы мозговой субстрат созревал в определенной, заданной последовательности...
1 год назад
Какого быть ребенком? Я работаю детским психологом и нейропсихологом, и часто, для того, чтобы объяснить поведение детей, напоминаю родителям какого это быть ребенком. Для начала я приведу ответы детей разного возраста на вопрос, кем быть лучше: взрослым или ребенком. Дети дошкольного и младшего школьного возраста отвечают - взрослым. Объясняют они это примерно одинаково: взрослые все решают сами, делают что хотят, им можно все и столько, сколько они захотят. Дети от второго класса отвечают, что лучше быть детьми: им можно ничего не делать, только в садик ходить) Я размышляю об этом снова из разреза практического опыта наблюдения за стилями воспитания и их акцентами при воспитании детей разного возраста. Для первой категории детей возможны путаницы со стороны взрослых в понятиях органичение и запрет, обучение и наказание. В виду этого дети могут чуствовать свои большую ограниченность в самостоятельности, отсутствие зон самостоятельности. Для второй категории школьная жизнь часто начинается с "броска на середину реки". Родителям кажется, что ребенок должен сам всему научится. И процесс обучения часто заменяется процессом контроля и среза умений. Тогда детям кажется, что лучше быть маленькими, с которых ничего не требуют. Чтобы ответить на вопрос какого быть ребенком, предлагаю анализировать, какого вашему ребенку: 1. Чего хочет ваш ребенок? Попробуйте посмотреть на вопрос масштабно. Вообще, в общем, в большом понимании смысла: чего хочет ваш ребенок. 2. Чего боится ваш ребенок? В большом масштабе. 3. В какой вашей помощи он нуждается больше всего?
1 год назад
Потухший вулкан.
..."Когда он впервые сказал, что думает о смерти, я испугалась..." Так могло бы начаться описание своего состояния мамой мальчишки с большими и умными глазами. Но так завершалась консультация. Привело их в кабинет психолога неудовлетворение поведением ребенка. Многим взрослым вокруг этого пятилетнего парня не нравилось то, с каким здоровым упрямством он защищает себя. Хотя здесь я признаюсь, я забегаю вперед. Всех не устраивает то, что ребенок не признает субординации, может сказать что думает и отказывается подчиняться...
1 год назад