Эдвард Резерфорд, автор книги «Лондон», назвал мост «сердцем города и всей Англии». И это действительно было так. Мост представлял собой уникальное сооружение, похожее на жилой квартал.
Но, давайте по порядку …
Первый мост через Темзу из дерева построили еще римляне.
В начале 13 века был построен новый мост, из камня. Он состоял из 19 больших каменных арок. Саму проезжую часть расширили настолько, что на ней стало возможным строить дома, разделенные дорогой. Сама же дорога была не узкой, как обычные лондонские улицы, а широкой настолько, что по ней могли одновременно проехать две повозки. Посреди моста была возведена каменная часовня в честь святого Томаса Бекета.
Жителям моста очень даже повезло. Из окон их домов открывался живописный вид на Темзу. Их дома располагались практически в эпицентре городской жизни. Близость же реки облегчала им доступ к воде. В каждом дворе была приспособлена веревка с ведром, которое опускали в реку.
Долгое время мост был единственной переправой через Темзу. К XIV веку Лондонский мост утрачивает функцию только переправы, он становится чем-то бОльшим. За прошедшие полтора столетия постройки на мосту «погибали» от пожара, что было не редким явлением в средневековом городе, где все дома строили из дерева. Сам мост неоднократно ремонтировали, укрепляли. К XIV столетию он представлял собой широкую платформу, которую удерживали 19 арок. Эти опоры стали настолько массивны, что выполняли еще и функцию дамбы. Они сдерживали напор воды во время приливов. У основания этих арок стали образовываться пороги. Вода там бешено бурлила. Неопытным лодочникам не советовали туда «соваться». От малейшего неправильного действия лодка переворачивалась, рыбак , как правило, погибал.
Со временем, на мосту появились несколько мельниц, водозаборное сооружение. Здесь же, как на центральной площади, выставляли головы изменников, насаженные на пики. Звучит, конечно, ужасно. Не хотела бы я наблюдать такую картину из окна своего дома.
Мост просуществовал до 1923 года. Здания, дома за следующие столетия опять неоднократно «гибли» от огня. Их заново восстанавливали, улицы перестраивали.
Меня же этот мост впечатлил именно в контексте повествования романа «Лондон». Автору удалось очень увлекательно, ярко и образно описать жизнь его обитателей - их повседневные занятия, быт в окружении реки, красивой и опасной одновременно.
Еще один современный автор исторических детективов Эндрю Тэйлор в книге «Огненный суд» так описывал Лондонский мост. «Его размеры с воды поражали сильнее, чем при взгляде с суши. Прямая улица длиной около ста ярдов ( примерно 90 метров) нависала над водой. Большая часть улицы была покрыта высокими зданиями. Дома и магазины располагались по обе стороны моста, и с веками становились выше и шире. Задние части зданий нависали над рекой, а фасады - над проезжей частью моста. С годами они обрастали многочисленными пристройками, балконами и эркерами.»