Авторы
15 октября 2023 года исполнилось бы 74 года Александру Ивановичу Донцову, доктору психологических наук, академику РАО, Заслуженному профессору МГУ, декану факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова в 2000–2006 гг., президенту Российского психологического общества в 2001–2007 гг., автору концепции интеграции малой функциональной группы и концепции мотивационного и ценностного единства коллектива, исследователю проблемы социального влияния меньшинства и механизмов межличностного конфликта. Это первый день рождения Александра Ивановича — без него.
***
Значительный рост миграции во всем мире приводит к росту числа клиентов-мигрантов в качестве потребителей психологических услуг. Рассматривая рынок психологической помощи в России, можно выделить следующие варианты:
- обращение к психологу (титульной этнической группы) мигрантов (в основном из республик бывшего СССР);
- обращение к психологу (титульной этнической группы) русскоговорящих эмигрантов, проживающих за рубежом и не имеющих возможности либо не удовлетворенных терапевтическим раппортом со специалистом иной культурной традиции.
Миграционный переход неизбежно сопряжен со значительным психоэмоциональным напряжением и стрессом; возникают не только вопросы аккультурации [8, с. 316] к новым социокультурным реалиям, но и активизируются внутриличностные конфликты, детско-родительские отношения [4, с. 1997], задачи развития, не пройденные на более ранних стадиях психологического развития. Миграционный переход имеет множество символических отсылок и параллелей: индивидуация — сепарация (М. Малер), поиск социальной группы, соответствующей уровню «дифференциации Я» (М. Боуэн), эмиграция — как бегство от проблем (Л. Гудков), эмиграция — как экзистенциальная задача и стремление к самоактуализации (Э. Эриксон) и др. Базовая потребность мигранта — это «ощущение общности и принадлежности к определенной этнической группе» [3, с. 286]. В настоящее время достаточно большой массив психологической литературы посвящен исследованиям мигрантов, выявлению их личностных особенностей, анализу и прояснению типологических закономерностей адаптационного процесса (Н.М. Лебедева, С. Бочнер, Д. Берри, Г.У. Солдатова, Н.П. Комарская и Н.П. Космарская и др.). Характеризуя имеющиеся в настоящее время психологические наработки, необходимо отметить ряд моментов, которые подчеркивают актуальность данного направления исследований.
1. Разрыв академических исследований миграции и возможности их прикладного использования в практической деятельности психолога в процессе индивидуального консультирования и групповой работы. Имеющиеся в массовом сознании стереотипы относительно психологии и психотерапии препятствуют эффективному внедрению полученных наработок в жизненные реалии.
2. Большая часть фундаментальных исследований мигрантопотоков выдержана в рамках экономоцентристской и демографической парадигмы, что приводит к недооценке вклада психологических факторов в формирование миграционных намерений респондентов.
3. Имеющиеся в настоящее время исследования реализованы в большинстве случаев постфактум и носят ретроспективный характер, отчего нет возможности оценить личностную динамику в процессе аккультурации и отследить момент принятия эмиграционного решения: от намерения покинуть Родину до переезда. Остается открытым вопрос детального понимания степени выраженности личностных изменений и скорости их протекания, возникающих в результате миграционного перехода.
4. Зарубежные исследования показывают высокий процент личностных и психических расстройств среди мигрантов, что представляет значительную психологическую, социальную, а в ряде случаев и юридическую проблему. К сожалению, в отечественных исследованиях эта тема практически не представлена [7]. Сфера психологической безопасности общества и граждан является одним из системообразующих элементов в формировании благополучия общества. Как отмечает А.И. Куликов, «принадлежность пациента к этническому меньшинству может быть одним из факторов, приводящих к кризису идентичности» [5].
Отмечая специфичность межэтнического взаимодействия «психолог — клиент», важно отметить моменты, выступающие маркером возможного внутреннего конфликта: поиск психолога, принадлежность к титульному этносу, зачастую указывает на потребность в более глубокой адаптации в новую культурную среду и стремление лучше понять «правила игры» в принимающей стране, но консультирование в таких случаях может быть не всегда успешным, так как бессознательная дистанция культур достаточно велика. Например, большинство обращавшихся к нам эмигрантов из РФ, проживающих в настоящее время за рубежом, имели малопродуктивный опыт работы с иностранными коллегами (профессионализм которых не вызывает сомнения с учетом жестких требований по сертификации и лицензированию психологических услуг в странах ЕС и США). Противоположный вариант, когда клиент-мигрант выбирает психолога своей этнической группы, может означать бессознательную заинтересованность в сохранении связи с родной культурой. Различия в этнической принадлежности способны оказывать воздействие на процесс психологического консультирования, представление о сеттинге, запросе и проявляться в переносе и контрпереносе. На психолога может смещаться аффект с этнической группы, а сам ход консультирования отражать динамику межэтнических отношений. По крайней мере, подобные данные приводит В. Волкан (психоаналитик турецкого происхождения) в работе с коренными американцами-клиентами [1].
Впервые о работе с пациентом иной этнической группы и о трудностях, возникающих в связи с этим, писал З. Фрейд, анализируя случай «человека-волка» (С. Панкеева): «Он говорит на чужом ему языке, чтобы скрыть свои симптоматические действия… чуждый нашему пониманию национальный характер ставил большие трудности» [6, с. 219].
Цель нашего исследования: изучение особенностей работы психолога-консультанта с мигрантами из стран ближнего зарубежья, прежде всего Средней Азии и Кавказа (Туркменистан, Азербайджанская Республика, Республика Казахстан, Республика Армения и Грузия), проживающими на постоянной основе на территории Российской Федерации (г. Москва и г. Екатеринбург). В связи со слабой разработанностью данного вопроса в отечественной психологической науке было принято решение остановиться на методе интервьюирования психологов, имеющих опыт работы с мигрантами, и интервью с мигрантами. Ответы респондентов обрабатывались с помощью экспертных оценок (3 психолога и 2 филолога) для определения общих тенденций в ответах респондентов. В исследовании участвовали три группы:
- 20 психологов (титульной этнической группы, граждане РФ): возраст от 28 до 60 лет; опыт работы от 4 лет; 13 — женщин, 7 — мужчин;
- 20 мигрантов (не имеющих психологического образования): возраст от 23 до 49 лет; 15 — мужчин, 5 — женщин;
- граждане России, 20 человек (не имеющих психологического образования): возраст от 23 до 49 лет, 13 — мужчин, 7 — женщин.
Ответы психологов представлены в таблице 1.
Общее впечатление респондентов-психологов об особенностях работы с представителями этнического меньшинства включает сдержанный прогноз относительно возможности изменений. Значительное влияние рода и семьи воспринимается эго-синтонно, что может затруднять психологическую сепарацию по ряду аспектов. Повышенная стигматизация «посещения психолога, психотерапевта» мешает длительной и более эффективной психотерапии и установлению контакта. Доминируют рентные ожидания от специалиста: «научит; даст совет; подскажет, как изменить других людей» и проч. Выделенные особенности не означают «правильности» либо «неправильности», какой-либо культурной традиции или ценностей, любые оценочные суждения в отношении культур недопустимы, наша цель — выявить этнические различия. Решения всегда принимает сам клиент.
Различия в представлениях о психологических консультациях у представителей титульного этноса и мигрантов представлены в таблице 2.
Сравнительный анализ полученных результатов представлений мигрантов и респондентов титульного этноса о психологических консультациях подтверждает идеи психологов-практиков о работе с мигрантами. К сожалению, до сих пор доминирует идея стигматизации потребителей психологических услуг; представления о возможностях психологической помощи носят диффузный характер. Многие респонденты не отличают эзотерику, астрологию и психологию (особенно граждане РФ). Одновременно с этим существует значительный потенциал для развития: спрос со стороны мигрантов на прояснение и интерпретацию культурных норм и правил социального взаимодействия в принимающей стране. Миграционная служба и правоохранительные ведомства не всегда обладают достаточными кадровыми ресурсами для реализации этой задачи, но ее успешное выполнение, в т.ч. благодаря усилиям психологов, могло бы повысить уровень интеграции мигрантов в России, а также выступить превентивной мерой профилактики национализма и межэтнических конфликтов.
Литература
- Волкан В. Д. Расширение психоаналитической техники: руководство по психоаналитическому лечению. — СПб: Восточно- Европейский Институт психоанализа, 2012. — 352 с.
- Гудков Л. Д., Зоркая Н. А. Стерилизация социальной дифференциации: российский «средний класс» и эмиграция // Мир России. — 2013. — № 2. — С. 39–48.
- Зотова О. Ю., Мостиков С. В., Перелыгина Е. Б. Изменения Я-образа в результате эмиграции // Российский человек и власть в контексте радикальных изменений в современном мире : сборник научных трудов XXI российской научно-практической конференции (с международным участием) (г. Екатеринбург, 12–13 апреля 2019 года) / ред. Л. А. Закс, А. П. Семитко, С. А. Мицек. — Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2019. — С. 286–295.
- Мостиков С. В. Соотношение миграционных процессов и социальной концепции «Дома» // Журнал Сибирского федерального университета. Серия : Гуманитарные науки. — 2015. — Vol. 8, Issue 9. – С. 1997–2004. DOI: 10.17516/1997-1370-2015-8-9-1990-1997.
- Куликов А. И. Этнический пациент и проблемы идентичности [Электронный ресурс]. — URL: https://russia.ecpp.org/text/kulikov-ai-etnicheskiy-pacient-i-problemy-identichnosti
- Фрейд З. Из истории одного детского невроза // Человек-Волк и Зигмунд Фрейд. — К. : Port-Royal, 1996. — С. 156–240.
- Price C., Dalman C., Zammit S. Association of Residential Mobility Over the Life Course With Nonaffective Psychosis in 1.4 Million Young People in Sweden [Электронный ресурс] // JAMA Psychiatry. — 2018. — Vol. 75 (11). — P. 1128–1136. DOI: 10.1001/jamapsychiatry.2018.2233. — URL: https://jamanetwork.com/journals/jamapsychiatry/ fullarticle/2696965
- Schwartz S. H. Value orientations: Measurement, antecedents and consequences across nations // Measuring attitudes cross-nationally — lessons from the European Social Survey. — London : Sage, 2006.
Источник: Донцов А.И., Перелыгина Е.Б., Зотова О.Ю., Мостиков С.В. Специфика работы психолога в процессе межэтнического взаимодействия // Публичное / частное в современной цивилизации: Материалы XXII российской научно-практической конференции (с международным участием), Екатеринбург, 16–17 апреля 2020 года. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2020. С. 307–314.
Фото: сайт факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова
Донцов Александр Иванович
доктор психологических наук, профессор. Заслуженный профессор МГУ. Академик РАО. Декан факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (2000–2006 гг.). Президент Российского психологического общества (2001–2007 гг.), председатель Экспертного совета РПО. Профессор кафедры социальной психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Член Европейской ассоциации экспериментальной социальной психологии.
Москва
Перелыгина Елена Борисовна
доктор психологических наук, профессор. Член-корреспондент РАО. Основатель и первый декан факультета социальной психологии Гуманитарного университета. Руководитель Центра комплексных проблем психологии безопасности РАО. Член Президиума Российского психологического общества. Президент Общероссийского общественно-гуманитарного фонда «Психология – России».
Екатеринбург
Зотова Ольга Юрьевна
доктор психологических наук. Член-корреспондент РАО. Декан факультета социальной психологии, заведующая кафедрой социальной психологии Гуманитарного университета (г. Екатеринбург). Старший научный сотрудник Уральского филиала ФКУ «Центр экстренной психологической помощи МЧС России». Руководитель исследовательской группы Центра комплексных проблем психологии безопасности (РАО). Главный внештатный педагог-психолог Уральского федерального округа.
Екатеринбург
Мостиков Сергей Владимирович
кандидат психологических наук. Доцент, руководитель программы «Психологическое консультирование и тренинговая работа», руководитель отдела международных отношений факультета социальной психологии Гуманитарного университета. Руководитель Психологического центра С.В. Мостикова. Соучредитель и сопредседатель психологической организации «Союз профессиональных психоаналитиков».
Екатеринбург