Проповедь студента 3 курса бакалавриата в Неделю 19-ю по Пятидесятнице.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня, в 19-ю Неделю по Пятидесятнице, святая Церковь учит нас словами Нагорной проповеди. Эти слова, наверное, одни из самых понятных во всем Евангелии, но эти же самые слова — одни из самых трудных для исполнения. Господь говорит:
«И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то́ же делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы люби́те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк 6:31-36)
Итак, Господь требует от нас любви к нашим врагам. Эта любовь, которой наполнены все заповеди Господа, в корне отличает их от обычных норм человеческой нравственности, ведь в обществе, чтобы быть хорошим, не нужно воздавать добром за зло, это слишком трудно, достаточно быть просто порядочным человеком. Но Господь совершенно конкретно и ясно говорит: «любите врагов ваших». И вот, перед нами серьезная проблема: как я могу любить человека, который сделал мне зло? Некоторые думают: я не могу чувствовать к этому человеку любовь, с этим ничего нельзя сделать. Такие люди думают, что любовь это некое чувство. Но христианская любовь — это не чувство, это состояние воли, именно поэтому любовь и является добродетелью, поэтому Господь и требует её от нас в форме заповеди.
Но почему Господь дает нам такое тяжёлое требование?
Дело в том, что все заповеди Нагорной проповеди помогают нам более глубоко понять Господа, они отражают в себе Божественную любовь. Всевышний дал нам эти заповеди потому, что Он Сам Такой, и Он хочет, чтобы и мы были такими же, имели в Себе Его любовь, стали похожими на Него. Но некоторые люди говорят: «конечно, заповеди Господа прекрасны и правильны, но они слишком трудны и выполнить их невозможно». Итак, перед нами возникает следующая проблема: выполнимы ли заповеди Господа? Ответ простой: кто будет верить, что их можно выполнить, тот их и выполнит, а кто не верит, у того ничего не получится. Но надеяться нужно не на себя и свои силы, а на Бога, который сотворил видимый мир для человека, и все творение покорил человеку, и дал ему власть господствовать над всем поднебесным. И, если человек является владыкой Божьих тварей, то неужели он не сможет господствовать над самим собой, чтобы исполнить эти заповеди? Конечно сможет.
Но, справедливости ради, стоит отметить, что люди в чём-то правы. Действительно, одними лишь человеческими силами заповеди соблюсти невозможно, ведь мы помним слова Христа: Я есмь лоза, а вы ветви, кто пребывает во Мне и Я в нём, тот приносит много плода: ибо без меня не можете творить ничего (см. Ин 15:1–5). Если не будет пребывать в нас Христос, то мы не сможем сделать ничего доброго. Но что это за пребывание Христа в нас и нас во Христе? Сам Господь объясняет это в другом месте: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём» (Ин 6:56). То есть Христос прямо говорит, что силы для исполнения заповедей Он дает человеку через Причастие. Сам человек не может исполнить повеления Господа. Он просто надорвётся, потому что не может выработать любовь своими силами, ведь она излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам, как сказано в Писании (см. Рим 5:5).
Теперь нам становятся ясными непонятные для многих слова апостола Павла: «Без веры угодить Богу невозможно» (Евр 11:6). Что это значит? Что неверующий не может сделать добра? Нет. Дело в том, что святые отцы разделяли дела человека на три вида: противоестественные, естественные и сверхъестественные. Противоестественные — это дела злые, которые являются грехом в глазах Бога. Естественные — это добрые дела, сделанные ради человека, но не ради Бога. За такие дела человек не будет награждён, потому что желающему угодить Богу нужно веровать, что Он есть и ищущим Его воздаёт. Всё, сделанное ради тленного, будет тленным. Всё, что сделано не ради вечного, не будет вечным (то есть не будет иметь вечных последствий). Все, наверное, слышали выражение: «не делай добра, не получишь зла». Вот это сказано как раз про естественное добро. Но есть ещё один вид добра — дела сверхъестественные. Это добрые дела, сделанные ради Бога и силой Бога, поэтому заповеди Нагорной проповеди предназначены для людей бессмертных — для тех, кто живёт знанием, что они будут воскрешены во плоти, для христиан.
Ради чего неверующему человеку надрываться, заставлять себя находить силы любить своих врагов? Он ведь не верит, что ему за это воздастся, он не верит в вечную жизнь с Богом. Действительно, если мы попытаемся исполнить Евангелие без надежды на Царство Небесное, то поймём, что это совершенно невозможно. Именно поэтому, когда мы сделали кому-то добро, а нам ответили на это злом, нам же лучше, ведь если без ропота, ради Бога потерпим здесь, во временной жизни, нам за это больше награды будет в вечности. Итак, если будем так поступать, то будет у нас, как сказано у апостола Павла, «вера действующая любовию» (Гал 5:6). Но, даже зная всё это, любить всё равно тяжело, поэтому можно начать с совета преподобного Амвросия Оптинского: Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь её иметь, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твоё желание и старание и вложит в сердце твое любовь.
Итак, желаю всем нам успеха в этом деле, и да поможет нам всем в этом Господь. Аминь.