«Да не военный это мост, ребята, нет тут ничего интересного, зря только ехали в такую даль» – так вышедший из леса местный грибник анонсировал прогулку автора к старому прусскому мосту, затерянному на задворках Калининградской области.
Впрочем, запустив над осенним янтарным лесом квадрокоптер, автор понял что путь в 150 километров от Калининграда он проделал не зря. С высоты птичьего полета прусский арочный мост, обрамленный чащей Ромитенской пущи, выглядит необыкновенно сказочно, под стать второму названию массива - Красный лес.
Ромитенская пуща раскинулась на территории 360 квадратных километров, треть из которых находятся на территории приграничной Польши. Отличной охотой лес славился ещё во времена Тевтонского ордена, которая однако была исключительной привилегией знатных дворян. В 1890 году очарованный местной природой кайзер Вильгельм II устроил в пуще свою охотничью резиденцию, а в тридцатых годах на спецпоезде Asia в Rominter Heide наведывались гитлеровские бонзы во главе с создателем Люфтваффе рейсхмаршалом Германом Герингом.
Фотографиями сих не слишком достойных господ автор не будет портить свое повествование, однако сохранились архивные снимки этого железнодорожного арочного моста, сделанные в 20-30-х годах прошлого века. Впрочем, подобных мостов было несколько (сохранилось только два - описываемый и на территории Польши, уже без рельс) и краеведы до сих пор ломают копья в спорах о достоверной идентификации фотографий.
Как видно по фото, изначально немецкий мост над рекой Rominte/Красной был кирпичным и с большими красивыми проемами над опорами, но уже в послевоенное время был отремонтирован и оштукатурен с одновременным усилением опор.
Арочный мост Makunischken был возведен немцами в 1900-1901 годах, по одной из версий - как раз для комфортных путешествий императорского поезда кайзера в свой охотничий домик в Восточной Пруссии. По более правдоподобной версии, строительство моста стало логичным элементом железнодорожной линии Goldap - Stallupönen.
От моста до до польской границы меньше 8 километров по прямой и на дроне можно слетать в Варьминско-Мазурское воеводство и обратно без шенгенской визы. Если быть честным, то за неделю путешествий автора по Калининградской области его квадрокоптер пару раз пересекал по воздуху границы ряда недружественных государств, но не в этот раз.
Конструкции моста возвышаются над речкой Красной на 25 метров, это самый высокий мост в регионе. В советский период данная приграничная железнодорожная ветка стала не так актуальна и по большей части использовалась для доставки песка из карьера посёлка Краснолесье на так и не построенную Балтийскую атомную электростанцию.
Рельсы арочного моста представляют собой отдельны артефакт для любителей истории, ибо представляют собой сборную солянку из крупповской стали 1927-1943 годов, а также русских дореволюционных. Увы, отснять их толком не удалось, ибо автору повезло увидеть крайне редкий здесь железнодорожный состав, медленно плетущийся по когда-то немецкому мосту. Времени ждать его прохода уже не было.
Конечно же, посетить старый прусский арочный мост около посёлка Токаревка непременно стоит, как и Красный лес, выделив на это значительно больше времени, чем удалось автору. Координаты моста на Яндекс-картах: 54.416484, 22.397397. На последней фотографии с коптера видна стоянка, от которой до моста нужно будет пройти пешком около 500 метров.
Спасибо читателям за внимание, а про иные неизбитые достопримечательности прекрасной Калининградкой области можно почитать в нижеследующей подборке: