- 62821, выполните левую орбиту, у нас сейчас полоса занята, – произносит диспетчер, видя на экране приближающийся к аэродрому самолет.
- Я не могу, у меня посадка уже, - отвечает летчик истребителя МиГ-31.
- 62821, уходите на второй круг немедленно! Для информации: полоса занята Боингом.
- Нет топлива, - слышит в ответ диспетчер.
15 ноября 2018 года из Перми с аэродрома Большое Савино в воздух поднялись четыре Миг-31 с подвешенным боекомплектом. Истребители были вооружены ракетами Р-77-1 класса "воздух-воздух".
МиГ-31 - двухместный сверхзвуковой высотный всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия. Длина истребителя - 22,69 м, размах крыла - 13,5 м. Масса - 21,8 тонны. Максимальный вес с полной загрузкой – до 47 т. Объем баков составляет 17 тысяч литров топлива.
Истребители летели двумя парами и должны были прибыть на аэродром Советский в Воркуте. В качестве запасных аэродромов им были запланированы Сыктывкар и Усинск.
Перед полетом представители государственной авиации связываются с аэродромной службой Усинска и просят подтвердить возможность посадки.
Из Усинска отвечают, что не могут принять МиГи из-за большого скопления гражданских самолетов и отсутствия мест для стоянок. Тогда основным запасным аэродромом назначается Нарьян-Мар.
В 11ч 30м первый истребитель начинает снижение на посадку на аэродром Советский. В это время происходит внезапное нарушение метеоусловий, появляется морозная мгла и видимость падает до 200 метров.
Экипажи, выполнив несколько неудачных заходов, принимают решение следовать на запасной аэродром.
В 11ч 35м Усинск информируют о том, что возможно к ним будут направлены истребители. Из Усинска отвечают, что на аэродроме нет мест для стоянок и, напоминают, что в качестве запасного аэродрома был выбран Нарьян-Мар.
Между тем, у истребителей начинает заканчиваться топливо, и экипажи МиГов принимают решение следовать на ближайший аэродром в Усинске.
Диспетчеру планирования Усинска звонят из Воркуты.
- Да, Усинск, планирование, - отвечает диспетчер.
- Воркута, Советский. У нас четыре Миг-31 на аварийную точно к вам уходят. Сто процентов.
Диспетчер планирования не сообщает руководителю полетов о планируемой аварийной посадке, а просто информирует его о следовании на запасной аэродром четырех МиГов.
Руководитель полетов связывается с центром в Сыктывкаре и сообщает об отсутствии мест стоянок и команды для сбора тормозных парашютов.
В ответ ему сообщают, что по топливу истребители могут следовать только до Усинска и это окончательное решение. Расчетное время входа истребителей – 12ч. 05м.
В это время на связь с диспетчером посадки Алексеем Плитином выходит Боинг-735 со 100 пассажирами и 5 членами экипажа авиакомпании "ЮТ Эйр". Алексею только недавно исполнилось двадцать пять лет.
Экипаж Боинга информирует диспетчера о снижении до 60 эшелона, это высота 1800 метров. Посадка планируется через шесть минут.
Алексей запрашивает экипаж Боинга о возможности визуального захода на посадочную полосу, чтобы сократить время посадки. Но Боинг отвечает, что будет заходить по схеме.
Вскоре Боинг докладывает, что находится на четвертом развороте и начинает выполнять посадку.
Алексей разрешает посадку и интересуется, может ли Боинг освободить взлетно-посадочную полосу по рулежной дорожке вправо.
Экипаж отвечает, что полоса покрыта изморозью, и самолет не сможет выполнить такой маневр. Тогда диспетчер дает команду на посадку с разворотом в конце полосы.
Спустя две минуты в зону ответственности диспетчера входит первая пара истребителей, но при этом они не связываются с ним.
"Почему истребитель не выходит на связь?" – думает Алексей, наблюдая отметку первого Мига.
Диспетчер сам вызывает экипаж истребителя по рации.
- 62821, как слышите? - спрашивает Алексей.
- Отвечаю.
- 62821, выполните левую орбиту, у нас сейчас полоса занята, – произносит Алексей, видя на экране приближающийся самолет.
- Я не могу, у меня посадка уже, - отвечает пилот Мига.
- 62821, уходите на второй круг немедленно. Для информации: полоса занята Боингом.
В это время Боинг садится на аэродром и начинает выруливать в конец 2501-метровой полосы, где расположен карман для разворота.
Согласно инструкциям посадка на занятую полосу запрещена, и диспетчер просит истребитель выполнить левую орбиту: отвернуть влево и сделать круг.
Но экипаж МиГа отвечает, что не может этого сделать из-за малого остатка топлива. Только в этот момент диспетчер узнает об аварийной ситуации.
Боинг останавливается в конце полосы.
Опасаясь, что выработка топлива может заставить экипажи боевых самолетов покинуть их, что в свою очередь может привести к техногенной катастрофе, диспетчер и руководитель полетов разрешают посадку истребителей.
Узнав о Боинге, первый истребитель все же уходит на второй круг.
Спустя полминуты на связь выходит второй Миг с позывным 41823.
- Вышка, 41823 эшелон 060 занял с посадкой, - слышит по рации диспетчер.
- 41823 понял. Рассчитывайте посадку вторым. Для информации: сейчас Миг ушел на второй круг, полоса пока занята Боингом.
- Понял. На второй круг уйти, возможности нету.
Одновременно приближающийся к полосе первый МиГ запрашивает посадку.
- 62821, полоса 31, посадку разрешаю. Для информации: в конце полосы Бинг стоит. В кармане, - поясняет диспетчер.
- 41823, разрешите снижение, точку наблюдаю, - запрашивает второй МиГ.
- 23-й, снижение разрешаю.
- Выполняю. До точки 15, с посадкой, - отвечает летчик второго МиГа.
Первый МиГ благополучно совершает посадку и начинает движение в конец полосы к Боингу.
- 62821, за Боингом остановлюсь, - информирует диспетчера экипаж первого МиГа.
- Возле Боинга останавливайтесь, ждите, когда второй сядет, - отвечает ему Алексей.
В это время к аэродрому подлетает гражданский вертолет.
- Вышка, 2424, вход в круг 100, - информирует диспетчера экипажа вертолета.
- Бл... Выполняйте правую орбиту, - дает команду диспетчер.
- Выполняю правую орбиту, высоту 100 метров занял, - отвечает экипаж вертолета.
- Понял 100 метров. Выполняйте правую орбиту до команды, - командует диспетчер.
- 41823, разрешите посадку, - запрашивает посадку второй истребитель.
- 23-й, полоса 31, посадку вам разрешаю.
- 41823, к посадке готов.
- 23-й, для информации: в конце полосы находятся Миг и Боинг.
- 62821, я выключаюсь? – выходит в эфир первый истребитель.
- 21-й, не выключайтесь, - отвечает диспетчер.
- А у вас что, тягача нет?
- Нет у нас тягача. Разворачивайтесь на 180 градусов и ждите.
Второй МиГ садится на полосу и останавливается рядом с истребителем 62821.
Через полторы минуты появляется вторая пара истребителей.
Ведущий с позывным 41822 выходит на связь и сообщает диспетчеру, что первым будет садиться ведомый МиГ с позывным 41830.
Между тем, посадка вновь прибывших истребителей затруднена тем, что отстрелянные парашюты первой пары МиГов продолжают валяться на взлетно-посадочной полосе.
Убирать их не кому.
Диспетчер сообщает экипажам, что в конце полосы находятся три борта: Боинг и два МиГа.
- Вышка, 41830, - выходит на связь ведомый истребитель.
- 41830, отвечаю.
- Полоса 31?
- Подтверждаю, полоса 31.
- Вас понял. Разрешите заход на снижение до 600.
- Понял, снижайтесь 600 метров.
- 30-й, вы каким курсом заходите? - спрашивает у ведомого диспетчер.
- 31, - отвечает летчик.
- Подтверждаю, полоса 31, курс 314, - сообщает диспетчер.
- 30-й, ты на посадку заходишь? - интересуется ведущий у ведомого.
- Выхожу на посадочный, - отвечает ведомый.
- Аэродром видишь? Он прямо, такой маленький.
- Наблюдаю уже, - отвечает ведомый.
- Высота?
- Снижаюсь, 600. Вижу.
- Продолжай заход, за тобой иду, - сообщает ведущий.
- 30-й, Вышка, еще раз спрашиваю, вы собираетесь заходить с курсом 314? – спрашивает Алексей у ведомого.
- На посадочный идем, где прожектора горят, - отвечает ведомый.
- Он заходит с курсом 134! - раздается голос руководителя полетов.
- 30-й набирайте высоту 800! – командует Алексей.
- По топливу не могу.
- 30-й вы в лоб лоб идете! Вы наблюдаете, на полосе три самолета стоят!
Ведомый МиГ с позывным 41830 перепутал курс посадки и собирался садиться в конец полосы, где уже стояли самолеты.
- 22-й, вы вираж сможете выполнить? – спрашивает Алексей у ведущего.
- Могу, - отвечает ведущий и уходит на вираж.
Ведомый Миг с позывным 41830 тоже уходит на второй круг.
- 41830, разрешите посадку? – спрашивает ведомый.
- 30-й, посадка 31 разрешена.
Ведомый с позывным 41830 садится в правильный конец полосы, и начинает выруливать к Боингу. За ним приземляется ведущий МиГ 41822.
Все пять самолетов благополучно приземлились за пятнадцать минут.
В ходе расследования происшествия и служебных проверок предпринимались попытки примерно наказать Алексея Пилитина, однако диспетчер был полностью оправдан.
В итоге Алексею удалось обойтись без больших последствий, но из аэропорта Усинска он все-таки уволился.
МиГи смогли покинуть Усинск только через 8 дней. После проведения необходимого техобслуживания и дозаправки.
К слову сказать, из-за желания выслужиться перед высшим руководством и доложить о выполнении поставленной задачи, военные самолеты кружили над Воркутой, надеясь на улучшение погоды.
Они кружили над аэродромом до тех пор, пока топлива не стало хватать лишь на подлет к Усинску. Хотя согласно инструкциям остаток топлива должен позволять самолету выполнять полет над аэродромом на высоте круга еще в течение получаса.
Запрещается без разрешения автора копирование как всего текста, так и какого-либо фрагмента данной статьи.
© 15 октября 2023г.
Благодарю за лайк и подписку!