Наверное, вы уже все знаете, что подобные документы постепенно уходят в прошлое и давно не ведутся. Однако выписки требуют многие покупатели, так как они и в наше время являются важной справкой при сделках. Этот документ дает понимание того, кто и когда проживал в квартире.
Устаревший документ в тренде
Если говорить простым языком, домовая книга – это классический документ учета. В ней содержится и сохраняется информация о всех жильцах, которые когда-либо регистрировались в квартире. Конечно, если человек жил без регистрации, то такие данные в книгу не записывались. Фактически это прообраз современных баз данных, но со своими особенностями.
Например, в книге указаны не только фамилии жильцов, но и данные из паспорта, сфера деятельности (воинская обязанность), а также даты регистрации. Используя книгу, можно определить, когда человек прописался и выписался. С 2018 году подобные справки не используются, но информации сохраняется в архивах.
Как и где оформить выписку
Справка пригодиться в нескольких случаях, в том числе при утере паспорта или даже усыновления детей. Конечно, в основном выписку используют в сфере недвижимого имущества. И тут важно учитывать, что многие регионы давно передали выписки в архив, а некоторые города успели оцифровать документ.
Государственные органы выдают два варианты выписки, а именно стандартный и расширенный формат. Второй вариант отличается тем, что информацию будут получать из архива, где содержатся все регистрационные данные о жильцах за все время.
Учитывайте, что заказать выписку на руки могут только официальные владельцы жилья или же законные представители, но только по письменному разрешению и доверенности. Информация может храниться сразу в нескольких ведомствах: администрации, Росреестре, МВД и даже суды имеют доступ.
Проще всего заказать документ через портал Госуслуги, но тогда он будет в электронном виде. Кроме того, не все регионы успели оцифровать домовые книги.
Чтобы получить выписку в стандартном формате, вам нужно обратиться в местные органы самоуправления или управляющую компанию (иногда паспортный стол). При себе нужно иметь копии паспорта, документы на имущество, а также заполненное заявление по форме. Как правило, выдают выписку примерно за 10 дней, что является стандартным сроком.
Мы же рекомендуем попробовать воспользоваться порталом Госуслуги, где обычно получается оформить заявку и получить выписку в электронном виде в максимально сжатые сроки. Если вашего региона не будет в системе, тогда приступаем к стандартному оформлению.
На портале нужно найти два стандартных раздела через поисковую систему: «Получение выписки» или «Получение архивных справок». Выписку с данными на текущий момент должны подготовить в тот же день.