Найти тему
АвиаОбоз

Скандал с авиационными запчастями: паника и анализ произошедшего

Обнаружение поддельных комплектующих вызвало опасения по поводу того, как все это долго оставалось незамеченным. То, что началось как просто неисправная деталь, обнаруженная в португальском сервисном центре, перерастает в кризис.

CFM пришлось проверить более 500 поставщиков, чтобы попытаться выяснить, какие детали могли попасть в отрасль.  Фото: The Telegraph
CFM пришлось проверить более 500 поставщиков, чтобы попытаться выяснить, какие детали могли попасть в отрасль. Фото: The Telegraph

Мировая авиационная промышленность борется со скандалом с поддельными запчастями, из-за которого авиакомпании и регулирующие органы пытаются оценить состояние двигателей и важнейшее оборудование.

Чрезвычайная ситуация привела к отмене полетов и вызвала судебные иски на фоне утверждений о том, что компания бывшего диджея, базирующаяся на юге Англии, находится в центре махинаций по поставкам старых и контрафактных деталей под поддельным документам.

Скандал с поддельными запчастями начался в августе, когда европейские авиационные регуляторы распространили документ, в котором авиакомпаниям и их поставщикам предлагалось расследовать появление бракованных деталей двигателей.

Два месяца спустя становится понятен реальный масштаб проблемы: TUI, Virgin Australia и почти все крупные перевозчики США оказались втянуты в скандал, который привел к приостановке полетов и задержке рейсов, поскольку операторы пытаются отсеять поддельные компоненты неизвестного происхождения.

Два самолета Virgin Australia были выведены из эксплуатации в сентябре, а в начале октября американский гигант Delta заявил, что «небольшое количество» его двигателей потребует капитального ремонта. TUI заявила, что обнаружила одну деталь, которую затем заменила.

В центре скандала оказалась компания AOG Technics со штаб-квартирой в Великобритании, основанная и принадлежащая 35-летнему Jose Zamora Yrala.

Американский гигант General Electric и его французский деловой партнер Safran обвинили Zamora в крупномасштабном мошенничестве, которое, по их утверждению, привело к установке поддельных или старых деталей в более чем сотню двигателей.

Его компанию обвиняют в фальсификации документации, поставляемой с авиационными компонентами, чтобы доказать их подлинность. CFM, совместное предприятие General Electric и Safran, производящее двигатели, в настоящее время подает иск против AOG в Высоком суде Великобритании.

Zamora защищается.

Заверяющие документы важны из-за строгих спецификаций деталей авиакомпании. Части двигателя должны выдерживать температуры, при которых многие материалы плавятся, и даже отдельные детали должны быть сертифицированы.

Из-за этих требований обыкновенный болт может стоить тысячи фунтов, если он держит двигатель на нужном месте. Из-за этого рынок запчастей для самолетов становится очень прибыльным.

Обнаруженные поддельные детали в реактивном двигателе CFM56

Количество несоответствующих деталей

Втулки переднего статора в сборе >100, гайки для сборки ротора 48, болты для сборки корпуса камеры сгорания 52, сотовые уплотнения 20, лопасти компрессора высокого давления >100, фрикционные демпферы 150, лопатки турбины низкого давления >100. Данные: Bloomberg
Втулки переднего статора в сборе >100, гайки для сборки ротора 48, болты для сборки корпуса камеры сгорания 52, сотовые уплотнения 20, лопасти компрессора высокого давления >100, фрикционные демпферы 150, лопатки турбины низкого давления >100. Данные: Bloomberg

С 2015 года Zamora сумел проникнуть в сложную сеть компаний и персон, принимающих решения, которые доставляют запчасти для авиакомпаний на миллиарды фунтов по всему миру.

Деловые партнеры, которые работали с ним за пределами AOG и были готовы поговорить с нашим изданием, описывают сообразительного бизнесмена, рядом с которым было весело.

По данным Bloomberg, Zamora, венесуэлец, начал свою деятельность в авиации в 2010 году в качестве менеджера по работе с клиентами в компании AJW, занимающейся обслуживанием двигателей.

По данным Daily Mail, диджей в стиле техно, он давал концерты совсем недавно, в 2018 году.

Zamora основал AOG в 2015 году в арендованном таунхаусе в Хоуве на Южном побережье.

В первые годы масштаб был небольшим. Адрес регистрации компании менялся четыре раза в течение трех лет, а в 2017 году переехал из Хоува в Лондон. Затем компания была регистрировалась в офисах центра Лондона.

Друзья говорят, что они не общались с Zamora в течение последних месяцев, поскольку он начинает свою защиту в Высоком суде Лондона.

Сайт AOG можно посмотреть сейчас в автономном режиме, но в кэшированных версиях говорится, что компания предлагает «разнообразные пакеты качественных продуктов и услуг».

«Благодаря нашему головному офису в Великобритании и налаженным каналам связи в Лондоне, Франкфурте, Майами и Сингапуре мы имеем уникальные возможности для поддержки наших клиентов по всему миру 24 часа в сутки, 365 дней в году», — говорится на сайте. «Мы помогаем нашим клиентам летать».

Телефонная линия компании по-прежнему работает, но предлагает только бесконечную музыку в режиме ожидания.

Предполагается, что AOG продавала в основном мелкие детали для двигателей самолетов, такие как болты, гайки, шайбы, демпферы и уплотнения. Детали не имеют серийного номера, поэтому их сложно отследить.

Вызывает тревогу тот факт, что со скандалом, похоже, связаны некоторые более важные части двигателя. Некоторые лопатки турбин также были признаны CFM подозрительными.

CFM полагает, что AOG выдавала старые детали за новые.

Реактивный двигатель cfm56. Фото: The Telegraph
Реактивный двигатель cfm56. Фото: The Telegraph

Steve Borrowdale, управляющий директор поставщика запчастей из Лидса Multiflight говорит, что протащить детали в реактивный двигатель сложно. После проверки продавца на наличие опыта и сертификации производства, покупатель также должен тщательно изучить деталь от нового поставщика.

По его словам, выбор деталей без серийных номеров облегчает подлог документов, но это все равно потребует большого мастерства. «Вы не могли просто взять кого-то с улицы и начать продавать эти вещи, вам нужно было бы где-то пройти какое-то обучение».

Согласно документам Регистрационной палаты, AOG медленно росла с 2015 года, когда активы компании составляли £22 тыс. К началу 2020 года ее стоимость составила £2,2 миллиона. Прорыв произошел, когда компания выиграла сделку с логистической компанией B&H Worldwide на поставку запчастей из своего центра во Франкфурте.

«Обе компании ранее работали вместе по экспорту в Европу и США из Великобритании, но это первый раз, когда они сотрудничают в материковой Европе», — заявила AOG в пресс-релизе в 2020 году.

Согласно документам, финансовый успех AOG пришелся на период до ограничений, введенных в том году из-за эпидемии коронавируса. Она приостановила полеты и стала катастрофой для авиационной отрасли.

Однако окончание карантина стало толчком к возобновлению международных поездок и стремлению обеспечить безопасность самолетов и запчастей на фоне задержек на заводах.

По словам Steve Borrowdale, последовавшая за этим борьба за запчасти стала бы идеальной питательной средой для недобросовестного продавца.

«После эпидемии стало труднее находить материалы и комплектующие», — сказал он.

Поставка запасных частей для авиации осуществляется через сложную сеть сотен мелких производителей, брокеров и дистрибьюторов. Производители строго регулируются и в значительной степени несут ответственность за документальное сопровождение, который следует за каждой деталью, от компьютеров и панелей фюзеляжа до винтов и шайб.

CFM пришлось проверить более 500 поставщиков, чтобы попытаться выяснить, какие запчасти могли быть затронуты кризисом.

Детали, выявленные на данный момент в скандале с подделками, не считаются самыми чувствительными компонентами, известными как детали с ограниченным сроком службы, которые работают в самых сложных условиях в реактивном двигателе и тщательно контролируются производителями во время эксплуатации на самолете.

Однако даже контрафактные крепления унесли жизни.

Рейс 394 компании Partnernair разбился у берегов Дании в сентябре 1989 года, в результате чего погибли все 55 пассажиров и экипаж после того, как у него оторвался хвостовой стабилизатор. Три из четырех болтов были поддельными и слабее, чем те, что должны быть на самолете. Как позже выяснили расследователи, из-за слабых болтов и других проблем с обслуживанием возникла вибрация, из-за которой руль направления обломился.

После этого инцидента и других скандалов с поддельными запчастями Mary Schiavo, которая в начале 1990-х годов была генеральным инспектором Министерства транспорта США, провела кампанию против продажи несанкционированных комплектующих для самолетов и помогла добиться более сотни уголовных обвинений.

Она обнаружила поддельные компоненты, изготовленные производителями, потерявшими сертификаты соответствия на их производство, старое оборудование, выдаваемое за новое, дефектные детали с измененной маркировкой и откровенные подделки, которые не предназначались для использования в авиации.

По ее словам, неутвержденные детали были обнаружены даже в системе управления огнем самолета президента США в 1995 году. «Если это стоит на самолете, это может быть подделкой».

После ее расследования были проведены различные преобразования, в том числе создана система предупреждения о подозрительных компонентах. В то время как производители самолетов и двигателей, пилоты и авиакомпании строго регулируются, продавцы – нет, предупреждает она. В 90-е годы она настаивала на ужесточении правил, но ее проигнорировали.

Рассмотрение дела в Высоком суде против AOG началось 21 сентября и продолжается. Управление гражданской авиации Великобритании заявило, что поддерживает FAA - Федеральное управление гражданской авиации США и Европейское агентство авиационной безопасности в расследовании этого дела.

Представитель CFM заявил: «Мы работаем совместно с операторами, чтобы они могли быстро удалять поддельные детали из своих двигателей в соответствии с рекомендациями регулирующих органов. Мы по-прежнему едины с авиационным сообществом в работе над тем, чтобы не допустить попадания неутвержденных деталей в глобальные цепочки поставок».

В B&H обратились за комментариями.

К Zamora обратились за комментариями через друзей и его адвоката.

Источник: The Telegraph

Перевод: АвиаОбоз

Читайте еще на канале