Знаменитый музей ВВС США в Дейтоне приобрел Су-27, построенный в СССР. Это далеко не первый случай, когда на выставке появляется некогда враждебный самолет иностранного производства. Однако этот самолет - двухместный Су-27УБ Flanker-C - имеет темную историю и распространено мнение, что он провел последнее десятилетие в сверхсекретном мире FME.
FME - Foreign material exploitation - Эксплуатация иностранных материалов – открытое или тайное приобретение и исследование военной и гражданской техники и оборудования.
Национальный музей ВВС США объявил недавно в социальных сетях о приобретении Су-27УБ и опубликовал фотографии самолета, стоящего возле одного из ангаров. Хотя полный вид Flanker-C не предоставлен, схема камуфляжа и бортовой номер советского образца на носу - Blue 32 - идентичны тем, которые были обнаружены на самолете, который был в гражданском реестре США как N132SU в течение нескольких лет.
N132SU впервые был зарегистрирован в FAA - Федеральном управлении гражданской авиации в 2009 году. Этот самолет и второй Су-27УБ, зарегистрированный как N131SU, были куплены на открытом рынке в Украине и впоследствии выставлены на продажу в США компанией, которая тогда называлась Pride Aircraft.
Су-27 были первыми самолетами, доступными для продажи гражданским лицам в США, и привлекли большой интерес. Pride Aircraft широко рекламировала это уникальное предложение и ход его подготовки к продаже. Цена? Около $5 млн за самолет — настоящий подарок, если говорить об этом сейчас.
Оба Flanker находились в очень хорошем состоянии, после тщательного ухода в Украине, включая двигатели, перед отправкой в США на Ан-124. Pride Aircraft проделала дополнительную работу по полной демилитаризации самолетов и подготовке их к новому покупателю, который будет владеть самым эффективным боевым самолетом, когда-либо проданными частному лицу в США.
Потом все исчезло в тумане.
Это видео было опубликовано в 2010 году и сопровождалось комментарием: "Летайте один на мощном SU27. Это один из двух Flanker, которые были куплены и англифицированы Pride Aircraft".
Где-то между мартом и апрелем 2011 года эта компания обновила свой сайт, сообщив, что оба самолета уже проданы, но не сказав кем и не знает какого-либо крупного коллекционера или эксплуатанта, который их купил. Это была широко обсуждаемая загадка в кругах военной авиации.
Затем N131SU и N132SU, оба были официально зарегистрированы на компанию Meridican в Делавэре, полностью выпали из поля зрения общественности. На сайте FAA было сказано, что оно аннулировало эти регистрации только в 2018 году, когда срок их действия истек, но не сообщено никаких дополнительных сведений о том, кто управлял самолетами на протяжении многих лет или что с ними случилось потом.
.Медиа-ресурс The War Zone обратился к Национальному музею ВВС США и компании Meridican Capital, которая, судя по всему, связана с Meridican. Meridican Capital, имеющая офисы в Филадельфии, Пенсильвании и Сан-Франциско-Франциско говорит о себе, что занимается «инвестициями и консультационными услугами», и специализируется, в частности, на аэрокосмической и оборонной отраслях.
Оборонный подрядчик Tactical Air Support или TacAir, возможно, какое-то время эксплуатировал один или оба этих самолета. На сайте компании есть страница, посвященная Су-27, а в другом месте говорится, что «мы эксплуатируем разные самолеты вплоть до истребителей четвертого поколения, таких как F-16 и Су-27, в том числе».
В течение многих лет на своем сайте, даже после того, как самолеты были проданы, Pride Aircraft отвергала как не более чем "слухи и домыслы», что два Су-27 будут использоваться для каких-либо военных целей. Однако никто не видел этих истребителей с тех пор, как они исчезли из Pride Aircraft. Они исчезли совсем.
Однако широко распространено мнение, что два бывших украинских самолета попали в экосистему FME вооруженных сил США и секретный испытательный полигон ВВС Грум-Лейк, более известный как Зона 51. FME предполагает приобретение различными способами, в том числе через подставные засекреченные организации, иностранных самолетов и другой техники для глубокого практического анализа, включая испытания и реверс-инжиниринг.
После окончания Холодной войны Украина была важным для США источником систем вооружения советской разработки, включая самолеты и другое вооружение. Совсем недавно эта страна предоставила ценные образцы более современной российской техники как побочного продукта сегодняшнего конфликта там.
В частности, самолеты, приобретенные для целей FME, также часто используются для испытаний, оценки и обучения. Наличие реальных образцов реактивных самолетов и других систем вооружения, обеспечивает чрезвычайно ценный уровень реализма, которого невозможно достичь с помощью моделирования и аналогов.
Простое знакомство с настоящим иностранным самолетом противника в симуляционном бою может дать серьезные преимущества, в том числе преодоление «лихорадки», вызванной реальной встречей с тем, на ком вы так усердно тренировались, чтобы победить.
На протяжении десятилетий ВВС приобретали, изучали и обслуживали совершенствующийся парк иностранных боевых самолетов для FME и связанной с ним деятельности. Эскадрилья ВВС, отвечающая за полеты этих самолетов сегодня, в состав которой, как полагают, входят Су-27 и МиГ-29, известна под прозвищем Red Hats и, как предполагается, базируется в Зоне 51.
В 2017 году подполковник ВВС США Эрик Шульц, который в то время был командиром Red Hats, погиб в результате аварии недалеко от Зоны 51 с участием неизвестного самолета. В 2022 году автор Стив Дэвис, ссылаясь на несколько неназванных источников, представил подробный отчет об инциденте на своем YouTube-канале 10 Percent True, в котором он заявил, что Шульц находился за штурвалом Су-27УБ в то время. Дэвис на фактической основе написал книгу о другой сверхсекретной эскадрилье FME ВВС - Red Eagles, которая тесно связана с Red Hats.
Текущий статус Flanker, ранее известного как N131SU, неизвестен. Так или иначе, нет никаких указаний на то, что это был самолет, участвовавший в катастрофе в 2017 году, но он не появился снова, как его собрат.
Так почему же этот уже забытый самолет вышел из тьмы на свет, и появился в музее, жемчужине ВВС США? Не ясно. Вполне возможно, что интересы американских военных в этом Су-27УБ был удовлетворены и/или программы, которые они поддерживали, были закрыты. Также возможно, что его заменили на что-то другое. Вывести самолет из строя могли и другие факторы, например, планер просто пришел в негодность. Мы не знаем на данный момент.
Несмотря на это, Су-27 сегодня - гораздо более известный образец, и большая часть его возможностей и даже его конструкция, вероятно, могут быть смоделированы в цифровом виде. В то же время, как мы уже отмечали, на самом деле ничто не заменит наличие реальной техники для работы, и именно поэтому в первую очередь были приобретены N132SU и его аналог.
Несмотря ни на что, чрезвычайно интересно, что этот призрачный самолет спустя годы появился в Национальном музее ВВС США. Это не первый случай, когда самолет из мира FME ВВС оказывается в Дейтоне. Официально признано, что боевой самолет МиГ-23МС с поворотным крылом принадлежит флоту Red Eagles. Другие образцы самолетов FME прошлого, от МиГ-21 до МиГ-29, разбросаны по разным объектам ВВС США.
Какие подробности теперь появятся об истории недавно приобретенного Национальным музеем ВВС США Су-27, еще неизвестно, но тот факт, что он всплыл на поверхность после многих лет загадок, безусловно, является важным поворотом в его и без того интригующей истории.
Источник: The Drive
Перевод: АвиаОбоз
Читайте еще на канале
- FlightGlobal. Эвакуация севшего в поле А320 займет несколько месяцев