Найти в Дзене
В море книг

Подзатыльник российскому МИДу. Современная проза

Решил я прочесть что-нибудь из современной прозы. Мой выбор остановился на книге Дмитрия Правдина «Записки из арабской тюрьмы». Ситуация, описанная в книге, просто ужасающая. Понимаешь, что абсолютно никто не застрахован от подобных приключений.
Начиналось всё по-нашему, по мужицки! «Турагентства предлагали различные варианты и страны, но выбор мой пал на Тунис. Во-первых, Африка — другой загадочный континент. Во-вторых, там была возможность посмотреть развалины легендарного Карфагена и узнать ближе историю ушедшего в небытие античного государства. Ну, а в-третьих, сие путешествие вполне укладывалось в мой бюджет и к тому же одна милая сослуживица с радостью согласилась разделить эту авантюру по изучению незнакомой страны таинственного континента. Итак, да здравствует Африка!
Ничто не предвещало беды. Все шло, как задумали. Жене и дочке я сказал, что еду с друзьями на Ладогу ловить рыбу. Мол, у них имеется свой катер, и раньше чем через 10 дней я не вернусь. Заранее выкупили билеты, за

Решил я прочесть что-нибудь из современной прозы. Мой выбор остановился на книге Дмитрия Правдина «Записки из арабской тюрьмы». Ситуация, описанная в книге, просто ужасающая. Понимаешь, что абсолютно никто не застрахован от подобных приключений.
Начиналось всё по-нашему, по мужицки!

«Турагентства предлагали различные варианты и страны, но выбор мой пал на Тунис. Во-первых, Африка — другой загадочный континент. Во-вторых, там была возможность посмотреть развалины легендарного Карфагена и узнать ближе историю ушедшего в небытие античного государства. Ну, а в-третьих, сие путешествие вполне укладывалось в мой бюджет и к тому же одна милая сослуживица с радостью согласилась разделить эту авантюру по изучению незнакомой страны таинственного континента. Итак, да здравствует Африка!
Ничто не предвещало беды. Все шло, как задумали. Жене и дочке я сказал, что еду с друзьями на Ладогу ловить рыбу. Мол, у них имеется свой катер, и раньше чем через 10 дней я не вернусь. Заранее выкупили билеты, за три часа, чтоб не опоздать, приехали в аэропорт.»
Ну, а что!? Надо же хоть на десять дней расправить мужские крылья и перья! Сказано же, с одной симпатичной сотрудницей. Я понимаю: русо туристо – облико морале. Ну, так получилось! А получилось не очень хорошо. Симпатичной сотруднице стало плохо, в результате халатности врача отеля девушка умирает.

Рай на земле - благословенный Тунис
Рай на земле - благословенный Тунис

Главного героя, хирурга по специальности, обвиняют в убийстве молодой девушки. Все его доводы о неправильной постановке капельницы отвергают, следственные эксперименты не проводят, бутылки из под лекарства, которые вводили капельницей на экспертизу не берут. При осмотре места происшествия, пропадают деньги, ценности. Главного героя, который, естественно, арабский язык не знал, увозят в тюрьму. Переводчик сопровождает его только до отделения полиции. А дальше всё – полный глушняк. Ему не предъявляют официального обвинения, с ним не работает следствие, ему не показывают протокол вскрытия. Просто закрывают в арабскую тюрьму и забывают о нём. С конца мая и до середины июня судебная власть и следственные органы уходят в отпуск. Никто ни на какие вопросы не отвечает, а если и отвечает, то понять смысл, не зная языка, невозможно. Арабская тюрьма в полудикой нищей стране, как вы можете догадаться - сущий ад. И этот ад ярко описан в книге.

Вообще, книга Дмитрия Правдина «Записки из арабской тюрьмы» довольно познавательна. Она небольшая по объему, читается легко и интересно. Единственно, мне не хватило ярких эмоций, переживаний, различного рода описаний. Всё, чем богаты книги Эмиля Золя, Бунина. А еще, я бы хотел побольше размышлений, каких-то выводов. Как, например, в повести Ф. М. Достоевского «Записки из мёртвого дома». Об этой повести я писал здесь.

Арабские тюрьмы
Арабские тюрьмы

Лейтмотив книги: с одной стороны никогда не надо терять силу духа. Конечно, что может быть хуже, чем оказаться без денег, без знания языка в африканской тюрьме? Очутиться в диких условиях выживания, в жуткой антисанитарии, где есть нужно из общего котла, доставая пищу руками. Хуже не будет, хуже просто невозможно придумать. Что испытывает нормальный наш человек? Дичайший стресс, шок, из которого выбраться просто немыслимо. Помимо этого приходится еще и постоять за себя, ведь вокруг африканские убийцы, насильники, наркоманы. Здесь убьют и не заметят. Нет человека – нет проблем. Диагноз смерти один – сердечный приступ. Здесь никому и в голову не придёт проводить расследование. В африканских странах нет законов и правил. Главному герою повезло дважды. Во-первых, как я уже отмечал, он был оперирующий хирург, а эти люди не из слабонервных. Его знания не позволили тунисским органам правосудия обмануть его в причине смерти своей любовницы Во-вторых, он смог преодолеть шок, убедить себя, что надо жить и методично добиваться своего. Но главное, сохранять спокойствие и держаться уверенно. Как ни банально это звучит, но помогли ему в этом ежедневные физические упражнения и принятие холодного душа. Широко известная истина в том, что физическая нагрузка снимает уровень нервозности, уровень истеричности. Все мы прекрасно понимаем, что физически развитый человек более уверен и с начальством, и на умственной работе, и в условиях стресса. Дабы отвлечь себя от панических мыслей, он начал изучать арабский язык, который ему потом очень пригодился. Всем этим он завоевал авторитет в плотно населенной камере. Плюс, применял свои навыки врача, спасая сокамерников после драк. Словом, проявил все самые лучшие качества сильного духом, русского мужика.

Взгляд араба
Взгляд араба

С другой стороны, в книге ярко показана работа нашего консула. А именно, абсолютно наплевательское отношение МИДа к согражданам, попавшим в беду. Это настолько ошеломляюще неожиданно, что аж, оторопь берёт. Мы то, наивные, считаем, что если заграницей пришла беда, нужно обратиться к консулу. Все верно, нужно обратиться к консулу, который постарается ничего не делать для попавшего в беду. Старая истина: спасение утопающих – дело рук самих утопающих. И никакие консульские службы не кинуться помогать. Так получилось и с главным героем этой книги.

«- Добрый день!

- Ну, для кого добрый, а для меня не совсем, — ответил я. — Когда вам сообщили о моем заключении под стражу?

— Ну, — замялся Пупкин, — сразу в день ареста, я же с вами по телефону разговаривал, вы не забыли?

— Я-то не забыл, но вот вы почему сразу не приехали ко мне?

— Были сложности с пропуском в тюрьму, больше месяца ушло на это, — сказал он, отводя глаза в сторону.

— А вот к другим иностранцам, которые в нашей тюрьме сидят, я имею в виду европейцев, сразу примчались! Например, знаю, к французу консул через два дня приехал, к англичанину на следующий день, а ко мне через пять недель! — возмущенно произнес я.

— Ну, не знаю, — возразил дипломат, — может, они им родственники — знакомые какие или преследовали меркантильные интересы. А мы, например, не обязаны выезжать по таким поводам.

— О как! А сколько россиян на сегодняшний день находится в тюрьмах государства Тунис? — поинтересовался я.

— Насколько я знаю, кроме вас, ни одного. Поэтому для вас мы и сделали исключение. (Лишь год спустя я узнал, что А. Р. Пупкин через пять дней после моего ареста убыл на родину в отпуск. Не до меня ему было тогда, не до меня.)

— Хорошо, а почему я здесь?

— А вы разве не знаете? — удивился Анатолий Романович. — Вы обвиняетесь в убийстве! И, насколько я знаю, вам «светит» приличный срок.

— Что за бред! — возмутился я. — Мне никто не предъявлял никаких обвинений, здесь чудовищная ошибка!

Я сбивчиво начал рассказывать о своих злоключениях представителю своей страны, настойчиво говоря о воздушной эмболии. Но он мягко перебил меня на полуслове:

— Мне это не интересно! Расскажите все своему адвокату. Кстати, вы намерены нанимать адвоката?

— Адвоката? А зачем? Меня, что будут судить?

— Да, будут судить.

— Ничего не понимаю, мне сказали, что задержали на время следственных действий и в конце июня обещали отпустить.

— Нет, у меня другая информация, вас будут судить по статье «Убийство», а хорошие адвокаты стоят денег.

— Да, но у меня нет денег!

— И что вы предлагаете, чтоб я вам свои дал? — ощетинился консул.

— Ну нет у меня денег! — повторил я. — И что делать?

— Вам тогда предоставят бесплатного адвоката, но от них толку бывает мало, лучше искать платного.

— Ну, не знаю, почему долго делают анализы, а вот протоколы допроса вам подписывать не следовало.

— Я вообще требовал вашего присутствия на допросах, но мне не позволили. А вы, если знали, то почему не приехали?

— Было много дел, — уклонился от ответа представитель МИДа.»

Полиция Туниса. Эти во всём разберутся и обеспечат законность
Полиция Туниса. Эти во всём разберутся и обеспечат законность

И вот такая наплевательская работа проходит через всю повесть. Ужасная картина. Ужасна она по обречённости с одной стороны и наплевательскому отношению мидовцев к своим обязанностям, с другой. Хотя суть ясна. Вскрытие показало, что любовница главного героя умерла в результате ошибки лечения. Но доктор отеля, дабы избежать скандала, попросил своего всемогущественного родственника посодействовать тому, чтобы протокол и следственное дело положили в долгий ящик. Главный герой сидит, ждет, неизвестно когда дойдет очередь до его дела. Если он там умрёт при невыясненных обстоятельствах, то и умрет дело. Если бы консул на второй день приехал, затребовал протокол вскрытия, можно было всего этого избежать. Но… консул лишь позвонил родственникам любовницы и объявил, что главный герой сидит по обвинению её в убийстве. И еще возмущался частыми звонками матери главного героя, дескать, не даёт работать, требует заниматься её сыном.

МИД РФ всегда на страже законных интересов наших граждан зарубежом
МИД РФ всегда на страже законных интересов наших граждан зарубежом

Отсидев год без предъявления обвинения в африканской тюрьме, главный герой вышел без денег, без билета домой. Посол заявил, что у посольства нет средств, чтобы отправить его домой. Тогда главный герой обратился к дружбанам-сокамерникам, ранее вышедшим на волю, и те согласились купить билет и дать ему денег на обратную дорогу. Посол возмутился, сказал, что можгут быть провокации и потребовал не брать деньги. Какое лицемерие!

Словом, эта книга, как приговор работе российской консульской службе, как подзатыльник всему нашему МИДу. Когда же наше государство по-настоящему будет заботиться о своих гражданах?

Может быть это наговор? Но присмотритесь. Министр иностранных дел Сергей Викторович Лавров и официальный представитель МИДа Мария Владимировна Захарова в один голос заверили нас, что эвакуация наших сограждан из Израиля будет выполнена. Здорово работает МИД. Самолеты идут в Израиль почти пустые, обратно они загружены нашими соотечественниками. И тут прошла информация, что воспользовавшись ситуацией, «Аэрофлот» поднял цены на билеты аж в шесть (!!!) раз. А у кого денег не хватит заплатить 120 тысяч за билет домой, тем, что делать? Ни МИД, ни правительство, ничего не говорят по этому поводу. «Аэрофлот» прибыль себе делает.

Сектор Газа. В нём проживает очень много наших соотечественников.
Сектор Газа. В нём проживает очень много наших соотечественников.

ОК, в секторе Газа много наших граждан проживает. Там израильские ВВС ровняют дома с землёй. Показывают наших соотечественников, как со слезами на глазах они взывают о помощи. Какова наша реакция? Ноль! Почему бы не потребовать в ультимативной форме от Израиля прекратить ковровые бомбожки в секторе Газа. После пары налётов авиации ВСУ на Донбасс мы что сделали? Ввели войска и начали СВО. А в секторе Газа можно утюжить дома, отключив свет и подачу питьевой воды! При этом израильтянин Якрв Кедми на радио Вести-фм во всеуслышание заявляет о том, что в секторе Газа вместо воды пусть мирное население пьёт свою мочу. И ничего, у нас молчок. Может быть стоит этого Кедми с треском выгнать из информационного пространства России?

Израильский  аналитик Яков Кедми снова учит нас жить в программе "Вечер с Влад. Соловьёвым"
Израильский аналитик Яков Кедми снова учит нас жить в программе "Вечер с Влад. Соловьёвым"

Украинские события разогнали волну русофобии во всех странах. Наказывая Россию, эти страны сократили наши посольства. Как вы думаете, в сокращенном составе будут ли мидовцы оказывать консульскую помощь нашим согражданам, попавшим в беду зарубежом?
Книга Дмитрия Правдина «Записки из арабской тюрьмы» весьма поучительна. Прочтите, не пожалеете.

Вам понравилась статья? Поставьте, пожалуйста 👍 и подписывайтесь на мой канал