Найти в Дзене

Какие дела рассматривают суды с "психиатрическим элементом"?

Есть несколько категорий дел, которые рассматриваются в российских судах, где непосредственным образом задействована психиатрия и психиатры, и где их мнение играет обычно решающую роль в том, какое суд вынесет решение по делу. И по сути психиатры своим мнением (усмотрением) предопределяют судьбу человека. Причем в некоторых случаях психиатры не только выступают как некие независимые эксперты, а сами являются «заинтерсантами», то есть именно по их инициативе начинает рассматриваться дело, именно в стенах их учреждения уже находится человек или будет туда помещен, где он не просто будет находиться, а его там будут «лечить» помимо его воли и согласия.

В принципе, в этой статье дается краткий экскурс по так называемому «психиатрическому законодательству». Вы вряд ли найдете на книжных прилавках книгу с таким наименованием, в юридических университетах не преподают такой предмет. Но по факту его можно выделить. И он играет огромную, но при этом скрытую, роль в праве. Также как и сама психиатрия играет огромную, но порой неочевидную роль, в жизни всего общества.

Вообще, виды юридических дел, рассматриваемых судами, связанных с психиатрией (дела с «психиатрическим элементом»), не исчерпываются нижеперечисленными, но здесь я приведу основные.

I. Уголовные дела о применении т.н. принудительных мер медицинского характера (ПММХ) к лицам, совершившим запрещенные уголовным законом деяния в состоянии невменяемости; о прекращении, изменении, продлении применения данных мер.

Рассматриваются данные дела в порядке, предусмотренном статьями 21-22, 97-104 Уголовного кодекса РФ, статьями 433-446 Уголовно-процессуального кодекса РФ).

В данном случае речь идет о том, что если человек совершил действие (бездействие), которое по Уголовному кодексу РФ является преступлением, но при этом по заключению комиссии врачей-психиатров был «невменяемым», то есть не мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие психического расстройства, то он не признается преступником. Ему могут быть назначены так называемые «принудительные меры медицинского характера» (ПММХ), - в виде принудительного лечения в психиатрическом стационаре.

Например, «обычный убийца» признается преступником и направляется отбывать наказание в места лишения свободы. А «невменяемый убийца» вообще не признается преступником, его лечат в психиатрической клинике, он признается нетрудоспособным и получает пособие по временной нетрудоспособности и (или) пенсию по инвалидности. «Обычный убийца» получает «срок», который он должен «отсидеть». «Невменяемый убийца» никакого «срока» не получает. Он может выйти на свободу в любое время, когда психиатрическое учреждение (с последующим одобрением со стороны суда) сочтет, что он более не нуждается в принудительном психиатрическом лечении. Если преступник может «отсидеть», скажем, 10 лет за свое преступление, то «невменяемый» может уже и через год выйти на свободу из психиатрической больницы, если комиссия врачей-психиатров сочтет, что он уже не является опасным.

С другой стороны, человек может быть признан «невменяемым» и провести годы в психиатрической больнице, хотя за то деяние, которое он совершил, даже если бы он и был признан по приговору суда виновным в совершении преступления, ему вообще невозможно было бы назначить наказание в виде лишения свободы. Например, по таким преступлениям, как «Клевета» (ст. 128.1 УК РФ), «Неуважение к суду» (ст. 297 УК РФ), «Клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава» (ст. 298.1 УК РФ), «Оскорбление представителя власти» (ст. 319 УК РФ) — лишение свободы как мера наказания не предусмотрена. Однако, если по заключению комиссии врачей-психиатров совершивший данные деяния гражданин будет признан «невменяемым», то он может оказаться на принудительном лечении в психиатрической больнице и даже не знать, когда из нее выйдет.

II. Следующая категория дел — это дела о госпитализации гражданина в психиатрический стационар в недобровольном порядке. Им посвящены статьи 274-279 Кодекса административного судопроизводства РФ, а также статьи 29, 32-35 Закона РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Здесь речь идет о госпитализации человека в психиатрический стационар помимо его воли в том случае, если врач-психиатр принимает решение, что, по его мнению, гражданин:

1) Страдает психическим расстройством;

2) Его психиатрическое обследование или лечение возможны только в стационарных условиях;

3) Психическое расстройство является тяжелым;

4) Психическое расстройство обуславливает:

а) его непосредственную опасность для себя или окружающих, или

б) его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или

в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи.

Решение о недобровольной госпитализации формально по закону выносит суд, но по факту это решение всегда принимает изначально врач-психиатр, так как гражданина всегда принудительно помещают в психиатрическое учреждение еще до того, как суд будет рассматривать вопрос о госпитализации. И к такому гражданину уже до судебного заседания может быть применено психиатрическое лечение.

Именно данной категории дел уделяется и будет уделяться наибольшее внимание в последующих материалах в данном блоге.

III. Дела о признании гражданина недееспособным (ст. 29 ГК РФ, ст.ст. 281-285 ГПК РФ).

Есть такие понятия как «правоспособность» и «дееспособность». Правоспособность — это принципиальная, потенциальная способность гражданина иметь те или иные права, - как правило, имущественные. Тогда как дееспособность — это не просто способность иметь права, а признание государством того факта, что лицо вправе своими собственными действиями приобретать, осуществлять и защищать свои права и обязанности. Правоспособность признается за всеми живыми людьми — от момента рождения до смерти. Даже малолетний ребенок, который только вчера родился, может быть, например, собственником недвижимости (если кто-то, например, подарит ему ее). Или гражданин может в любом возрасте стать автором какого-то произведения (вспомним, Моцарта, который уже в 5 лет писал свои бессмертные симфонии), за ним будет признано право интеллектуальной собственности на такие произведения. Другое дело — дееспособность. Если не вдаваться в частности и исключения, то она признается законом лишь за совершеннолетними гражданами (достигшими 18 лет) или вступившими в брак до достижения совершеннолетия. Ребенок, например, не может сам продать или купить недвижимость. За него это делают, как правило, родители — но от имени ребенка. То есть право собственности оформляется на ребенка (правоспособность), но действия, направленные на возникновение или прекращение прав, осуществляются не ребенком, а его родителями (дееспособность).

Это была общая теория. При чем же здесь, спрашивается, психиатрическое законодательство?

Дело в том, что закон также позволяет лишить дееспособности и совершеннолетнего гражданина. В соответствии со ст. 29 ГК РФ гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным. Над ним устанавливается опека, и сделки от имени такого гражданина совершает опекун. Рассматриваются такие дела в порядке, установленном главой 31 (статьями 281-286) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ). С заявлением в суд о признании совершеннолетнего лица недееспособным может обратиться любой из членов его семьи, кто-то из его близких родственников (родителей, детей, братьев, сестер) независимо от совместного с ним проживания, орган опеки и попечительства, а также психиатрическая больница или психоневрологический интернат (ПНИ). Рассмотрение дела по сути сводится к тому, что суд назначает для определения психического состояния гражданина судебно-психиатрическую экспертизу, производство которой, как правило, поручается комиссии врачей-психиатров ближайшего государственного или муниципального психиатрического учреждения, и в последующем суд выносит решение на основании такого экспертного заключения.

Каковы же правовые последствия признания гражданина недееспособным? Перечислим лишь некоторые из них. Такое лицо на неопределенный период (а, может, и до конца своей жизни) полностью лишается возможности самостоятельно, своими действиями осуществлять свои права и обязанности. Оно теряет право участвовать в выборах и референдумах, быть членом политической партии, оформить завещание, заключать договора и совершать любого рода сделки, распоряжаться по своему усмотрению денежными доходами и своим имуществом (в том числе недвижимым), вступать в брак, быть усыновителем, состоять на государственной или муниципальной службе, обращаться к нотариусу, выдавать доверенность, подавать заявления в суд. Такие лица без их согласия могут быть подвергнуты психиатрическому лечению и освидетельствованию, направлены в психоневрологический интернат. Согласия недееспособного не требуется и на расторжение с ним брака, усыновление его детей, обработку его персональных данных, распространение журналистом в СМИ сведений о его личной жизни, использование его в качестве объекта клинических исследований, прекращение предоставления ему социального обслуживания, дактилоскопическую регистрацию. Недееспособные лица женского пола могут быть подвергнуты принудительной стерилизации или искусственному прерыванию беременности без их на то согласия. И этот перечень далеко еще не полный.

По сути, человека еще при жизни постигает «гражданская смерть». Он вроде бы и живой, и имущественные права имеет, да только сам ничего сделать по закону не может. Данной категории дел мы также будем уделять некоторое внимание.

IV. Дела о признании недействительными сделок, совершенных гражданами, не способными понимать значение своих собственных действий или руководить ими (по данным мотивам часто оспариваются завещания, договора купли-продажи, дарения, ренты и др., причем зачастую с проведением так называемой посмертной судебно-психиатрической экспертизы) (ст. 177 ГК РФ).

Такие дела, как правило, связаны с весьма дорогостоящим имуществом (например, недвижимостью), а также с недовольными родственниками, которые полагают, что их (отец, мать, сын, дочь и т.п.) «рехнулись», так как «неправильно» распорядились тем, что, по их мнению, причитается им, а не тем, на кого это имущество было «переписано».

И такие дела составляют большую головную боль не только для участников сделок, но еще и для нотариусов, так как все эти сделки обычно бывают нотариально удостоверены, но это никак не защищает их от усмотрения психиатров, которые могут заявить (даже после смерти участника сделки), что находившийся в нотариальной конторе завещатель (даритель, продавец, получатель ренты и т.п.), оказывается, не понимал значения совершенной им в присутствии нотариуса сделки или не мог в тот момент руководить собой. И суды, как правило, и, к сожалению, прислушиваются именно к позиции психиатров, так как, по мнению суда и с точки зрения закона, именно они в первую очередь являются специалистами в том, кто и что понимает и не понимает.

Это, еще раз подчеркну, лишь основные категории дел с «психиатрическим элементом». Можно, конечно, выделить и ряд других. Но именно этим мы будем уделять наибольшее внимание. Особенно делам, связанным с недобровольной (принудительной) госпитализацией в психиатрический стационар.