Найти в Дзене
GoArctic | ПОРА в Арктику!

Наталия Белякова — о специфике бизнеса в сфере арктического туризма

Малые и средние инициативы в заполярном туризме вынужденно тяготеют либо к микробизнесу, либо к деятельности в серой зоне

Во второй половине сентября ПОРА проведет экспертную дискуссию о влиянии малого и среднего предпринимательства на устойчивое развитие российских арктических регионов. Тезисы некоторых будущих выступлений мы публикуем уже сейчас. В арктическом туризме предприятия преимущественно относятся к сегменту МСП. О специфике такого бизнеса, реализуемого в туристической сфере в Заполярье, рассуждает Наталия Белякова, директор департамента экспедиций и туризма Русского географического общества, член Комитета по международной деятельности Российского союза туриндустрии.

«В индустрии сервиса, куда отнесём и желанный для российской Арктики качественный туризм, соотношение туристов и персонала, занятого в приеме гостей, стремится к паритету. Это обычная логика высокого [премиального] сегмента, помноженная на арктические нормы безопасности, необходимость спецсопровождения и другие требования. В Арктике такой расширенный запрос на персонал на фоне «северных» социальных выплат приводит к удорожанию конечного продукта и снижает его маржинальность. Последнее не позволяет предпринимателям вкладывать деньги в расширение мощностей — круг замкнулся. В результате МСП в сфере арктического туризма вынужденно тяготеет либо к микробизнесу, либо к деятельности в серой зоне.

В том числе по этим причинам арктический гектар не пользуется в туризме той популярностью, которая планировалась — хотя механизм понятный, удобный и придуман для людей. Берут его чаще там, где в основе семейный бизнес. Мы охотно присваиваем таким объектам знак «Рекомендовано РГО» в случае успешного прохождения сертификации — видим активный запрос от них на маркетинговое продвижение и сопровождение.

Нередки случаи, когда бизнес давно «вырос из штанишек» сезонного приема туристов, поставлен на поток, но сознательно ограничивает свою предпринимательскую экспансию, именно потому, что персонал в Арктике непозволительно дорог.

Обращение к опыту других арктических держав позволяет увидеть, что государство компенсирует сервисным, «человекоемким» бизнесам повышенные социальные обязательства перед сотрудниками. Режим же особого благоприятствования включается при найме представителей коренных народов».