Найти в Дзене

Коммерческий фотограф не может творить искусство. Его может творить только любитель.

Оглавление

Я уверена, что прочитав этот заголовок многие фотографы с ним с радостью согласились, а многие разозлились.

На это и расчет:) Что касается меня - я коммерческий фотограф, который злится, когда мне говорят подобные фразы.

Если интересно моё мнение, то я с радостью предложу вам почитать эту статью!

А разгадку дам в конце статьи. Есть одна "фишка", которая путает фотографов и заставляет их думать именно так, как написано в заголовке.

Сначала кратко о моих убеждениях:

  • Коммерческий фотограф, так же как и любитель может быть и плохим, и хорошим фотографом. Звания не говорят о талантах и способностях абсолютно ничего.
  • Коммерческая фотография так же, как и любительская фотография может быть и художественной, и цепляющей взгляды. И точно так же может не цеплять, и ничего не выражать.
  • Говоря о «неживой» коммерческой фотографии, фотографы путают её с рекламной фотографией. Хотя хорошая рекламная фотография тоже может быть шедевром.
  • У коммерческого фотографа полно рутины, но её полно в любой профессии. И врачи, и космонавты, и ученые - все сталкиваются с рутиной, а не только с новыми открытиями и мировым признанием. Но рутина это только часть профессии, если она заполняет весь бизнес, то это значит, что фотограф либо не ставит перед собой цели, либо просто у него ничего другого не получается.

Фотограф Катя Рашкевич
Фотограф Катя Рашкевич

А теперь о жанрах. На мой взгляд абсолютно любой жанр фотографии может быть как коммерческим, так и любительским. Вот абсолютно нет никакой разницы. Если цель - сделать крутую фотографию, то не важно, получишь ты за нее деньги или просто моральное удовлетворение.

Постановочная фотография

- может быть примитивной и не интересной, а может быть художественной и глубокой, где один только взгляд расскажет о многом. При этом хорошую постановочную фотографию сопровождает качество. Поэтому если получилось увидеть и снять характер модели, при этом поставить красивый свет, создать образ, подчеркивающий и идею и внешность модели, правильно поработать с цветом, то почему бы такой кадр не отнести к искусству?

Концептуальная фотография

с которой чаще всего ассоциируют именно некоммерческую (любительскую) фотографию может быть чрезвычайно интересной и привлекающий взгляды, и ровно на столько же она может быть глупой и наигранной.

При этом если страдает качество, бросается в глаза грубая или просто неумелая обработка, то тут и идея по сути не важна, какой бы глубокой и душераздирающей она не была.

Репортажная фотография

как я уже когда-то писала может быть невероятно живой и при этом казаться постановкой только потому, что снять ТАК практически невозможно. Но в то же время она запросто может быть скучной, унылой или же наоборот с претензией на высокое искусство, но эта претензия на столько бросается в глаза, что хочется сказать «не верю!»

Пейзажная фотография

Тоже самое. Может быть и коммерческой, может быть любительской. Но критерии оценки такие же, как и во всех жанрах. Художественность + качество.

Свадьбы, другие мероприятия

Чистая коммерция. Но опять же, почему по мнению многих здесь не может быть места для причисления этого вида съемки к искусству? Наверное потому, что вы не видите в этом ничего, что связывало бы именно ваш подход с подходом человека творческого и стремящегося сделать красиво, а не средненько, «как у всех».

Тем более, что свадьба это мини модель всех жанров фотографии. Здесь и репортаж, и постановка, и художественный портрет, и эмоции….абсолютно все жанры можно применить в один лишь день!

Так что же мешает хотябы стремиться сделать фотографии такими, какими их примет не только заказчик, но и жюри международных конкурсов фотографии, выставочные залы? Пусть один кадр за весь съемочный день! Разве этого мало? Разве есть где-то данные о том, что любитель снимает за день пятнадцать шедевров и более? И все они займут место среди мировых шедевров фотографии?

Может быть мешает сам факт наличия невесты с женихом? Невеста это банально? Ну так бабушка на скамейке у разбитой избушки не менее банальна. Только там мы можем увидеть мысль, душу, а на свадьбе, получается, только пересчитываем деньги и отрабатываем гонорар? Ну так наверное это право фотографа? Увидеть и снять или просто отработать и отдать?

Все перечисленные жанры я не считаю исключительно коммерческой фотографией. Она может быть и любительской, и за деньги, это не имеет никакого значения. Ведь сами же комментаторы мне часто пишут: "Да я бесплатно снял свадьбу друга и у меня получилось круче, чем у тех, кто этим зарабатывает!" Хорошо, я не видела, но разве это не подтверждает тот факт, что свадьбу можно снять круто?

С моей точки зрения профессионал отличается от любителя только тем, что получает деньги за свою работу. Потому что так захотел и такую профессию выбрал. Хотя, конечно, в понятие "профессионал" мне хочется закладывать больше критериев, чем только заработок. Но в контексте этой статьи я хочу обозначить именно этот критерий. Потому как категорическое мнение многих упирается лишь в него.

Разве вы можете поспорить с тем фактом, что и любитель, и профессионал может быть отвратительным фотографом, а может быть гением?

Главное - подход к делу, к профессии.

А теперь вторая часть.

Фотографы "подневольники", заложники собственной профессии.

Давайте обсудим на примере фотографов, работающих на компанию и получающих определенные "нехудожественные" заказы.

Ну, к примеру, снимать мероприятие тем, что вам дали. Снимать то, что вам указали снимать….это тоже норма, это путь, точнее начало пути.

Если вы, пропахав всю жизнь так и снимаете тем, что вам дают и то, что вам говорят, то это не проблема коммерческой фотографии. Это ваша проблема (если, конечно, вы это считаете проблемой). И это не значит, что все фотографы, которые зарабатывают на съемках - работают в таком же формате, в котором работает вы.

Да! Я считаю, что работать за копейки на руководителя и снимать на технику, которую предоставляет руководитель - абсолютно нормально! Это отличная работа, отличная практика, но на определенном этапе.

И если этот этап затянется или вы решите, что не хотите сами переходить на следующий - это тоже вполне нормально! Но ведь кто-то остается, а кто то переходит? И те, кто строят карьеру, порой, ошибаясь и разбиваясь о свои же собственные иллюзии, а потом снова идут вперед - это же такие же точно фотографы, только с другими желаниями и целями.

Даже я сама могу привести массу примеров, когда я осознанно возвращалась (и не факт, что не вернусь) к тем периодам, когда хочешь просто поработать «на дядю». И на это есть масса причин.

Одна из них - нестабильность профессии в целом.

Самоизоляция - нехватка заказов, а есть что-то нужно.

Еще более серьезные встряски в стране/мире - опять же, заказов меньше, так как люди иначе расставляют приоритеты.

Вторая причина - выгорание, творческий кризис.

А есть опять же надо. И я не вижу выхода из ситуации лучше, чем залезть (временно) под крыло руководителя, чтобы продержаться какой-то период. Восстановить силы, вернуть вдохновение и вернуться к творчеству в том виде, в котором мне комфортно работать самостоятельно.

Вот абсолютно любые жанры, любой подход, любая цель в профессии на мой взгляд имеют право на существование. Но когда я слышу некую категоричность людей, которые смотрят на мир исключительно со своей колокольни, я искренне удивляюсь. Ну мы же не в вакууме живем! Мы же должны понимать, что делить мир на черное и белое - это глупо. И равнять всех по себе тоже глупо.

Самые распространенные ошибочные убеждения:

  • Я фотограф любитель, и я считаю, что только любители творят искусство.
  • Я зарабатываю на фотографии и считаю, что только такие-же как я могут называться фотографами.

И то, и другое мнение я считаю абсолютной утопией для того, кто его высказал.

Как и обещала - пишу свой секрет.

Главное, начало карьеры! Цель, которую ты перед собой ставишь. Либо это цель - заработать и, желательно, не напрягаясь. Либо научиться делать отличные фотографии и добиться того, чтобы на них нашелся покупатель.

Работать НЕ на заказчика! Работать на себя и привлекать тех заказчиков, которым нравится, как ты фотографируешь!

Если изначально считать себя только лишь исполнителем чужих требований или даже фантазий, при этом осознавая, что это видение фотографии абсолютно не перекликается с твоим собственным, то из этого и выходит фотограф - пленник своей профессии.

Про рутину писала, будет. Везде и всегда. Но если смотреть на нее, как на способ отвлечься от творчества, что в творчестве просто иногда необходимо - то тогда рутина не будет постоянной, она будет восприниматься, как дополнение к профессии, а не как ее главная составляющая.

Если на первое место поставить не заработок, а ЕЕ Величество Фотографию, то ситуация скорее всего сложится иначе. Придут нужные клиенты, придет признание, придет уверенность в том, что ты действительно фотограф, который пусть и не заметно, но делает свой вклад в искусство.

-2

Желаю вам живых фотографий, безграничного вдохновения и творческого развития. И спасибо, что прочитали!😉🌹