В предыдущей статье мы завершили осмотр фресок Дионисия в соборе Рождества Богородицы, сейчас отправимся из собора в Трапезную палату. Храм будем покидать через южный выход, он ведёт в систему внутренних переходов.
Декор дверного откоса снаружи храма – поребрики и балясины украшают дверной проём.
Из собора мы попадаем в коридор, проходящий вдоль южной стены. На стене коридора размещена информация об исследованиях красок, которые использовал Дионисий при создании своих фресок.
Очень долго существовала версия, что Дионисий добывал пигменты из разноцветной гальки из Бородаевского озера. Приезжие художники с увлечением собирали цветные камушки на берегу озера, перетирали их, смешивали с каким-либо клеем, писали различные сюжеты. На самом деле исследования, проведённые сотрудниками Института реставрации в начале 1980-х годов, показали, что Дионисий использовал привозные краски и пигменты, которые изготавливались иностранными или русскими мастерами.
На первом стенде приведены результаты исследований росписей на западной стене: сверху – «Богоматерь в раю. Страшный суд», ниже – «Лоно Авраамово. Страшный суд».
На соседнем стенде раскрываются некоторые технологические секреты Дионисия:
«В процессе изучения было установлено, что цветовое разнообразие росписи достигается не количеством пигментов, а гибкостью технических приёмов смешения пигментов в разных пропорциях, степенью их растёртости, многослойностью и толщиной наложения красок, которые могут лежать плотно или лессировочно».
Следующий стенд – «Лабораторные исследования пигментов в красках Дионисия». На нём помещена фреска «Великомученик Феодор Тирон» с восточной стороны юго-западного столпа.
Ещё одна фреска, которая расположена над Феодором Тироном – «Имущи Богоприятную Дева утробу…».
Увеличенный фрагмент росписи.
Общий вид южного коридора.
Повернув из южного коридора направо, мы выходим к площадке перед западным порталом. Прямо перед нами ещё один поворот направо – переход в северный коридор, налево - переход к трапезной.
Портал с западной стороны собора.
От портала переход ведёт к Трапезной палате. Слева – лестница от входа в нижнем ярусе колокольни, справа – лестница, ведущая на ярус звона колокольни.
Вход в Трапезную палату, её порог мы переступим в следующей статье, чтобы осмотреть экспонаты монастырского музея.
Подпишитесь на мой канал – и Вы можете стать участником виртуальных круизов из Самары по рекам бассейна Волги, путешествия по Волго-Балтийскому водному пути. Выбрать интересный для Вас регион можно в моих подборках.
Пишите комментарии – мне важно Ваше мнение и, конечно же, ставьте лайки!
#вологодскаяобласть #фрескидионисия #речныекруизы #монастыри #ферапонтовмонастырь