Найти в Дзене
MR7.ru — Мой район

«Под единым небом»: выставка графики Марка Шагала открылась в Петербурге

«Ах, Марк Захарович. Ах, Марк Захарович. Всё васильки, всё васильки», — эту строчку поэт Андрей Вознесенский посвятил художнику-авангардисту Марку Шагалу. Он же писал: «Лишь небом единым жив человек». Организаторы выставки переиначили Вознесенского ради не чуждого ему Шагала — получилось название выставки «Под небом единым».

— Русский, белорусский, еврейский, немецкий, французский, американский художник Марк Шагал — видите, сколько у него национальностей, а вернее, к скольким странам он имел отношение в своей жизни, — объяснял на открытии экспозиции основатель галереи Павел Башмаков. — Но между странами есть границы, а на небе границ нет. И где бы ни жил художник — в Берлине, Париже, Нью-Йорке или родном Витебске, он жил под единым небом, и для него это всегда было небо влюблённых.

«Художник и его двойник». Фото: Елена Михина / MR7
«Художник и его двойник». Фото: Елена Михина / MR7

Так называется и одна из картин, представленных на выставке. Хотя образы летящих пар встречаются не только на ней — они будто повсюду: и в литографиях, и в оформлении залов.

Этот оттенок влюблённости небо для Марка Шагала приобрело ещё в юности, когда он встретил свою Беллу, ставшую для него и музой, и женой, и вечной любовью. Она появляется на его картинах, её черты он придавал почти всем женским образам в своём творчестве, причём уже и после её смерти (и даже когда вновь женился).

Повсюду летающие влюблённые. Фото: Елена Михина / MR7
Повсюду летающие влюблённые. Фото: Елена Михина / MR7

Кажется, будто всё самое лучшее и светлое для Шагала начиналось в Витебске. Там он родился в 1887 году, там встретил любовь, там начал рисовать. Этот город навеки остался в сердце художника.

«Дом в моей деревне» — одна из литографий, которую можно увидеть в начале выставки. Только надо понимать, что «своей деревней» Шагал называл Витебск с его деревянными домами, маковками церквей и регулярными пожарами — отсюда и красные петухи на картинах. А ещё там жили родители, матушка и сбегавший от неё на крышу дома отец. «Париж — мой второй Витебск», — говорил Марк Шагал, когда покинул Россию, добился успеха, стал признанным художником и отправлял свои работы в дар Третьяковской галерее (принимали с благодарностью и устраивали выставки).

«Дом в моей деревне». Фото: Елена Михина / MR7
«Дом в моей деревне». Фото: Елена Михина / MR7

На Петербург-Петроград в жизни Шагала приходится от силы четыре года. В 1907 году Марк (тогда ещё Моисей) попытался поступить в училище барона Штиглица, но его не приняли. В 1908 году удалось попасть в школу живописи Зайденберга, но уже в 1910 году вслед за своим учителем Львом Бакстом Шагал решает уехать из страты. Бакст — в эмиграцию, Шагал — пока что на учёбу. В 1915 году Марк, уже с женой Беллой, вновь приедет в Петербург — тогда уже Петроград. Тут родится их дочь Ида. А затем снова был Витебск, потом Москва, и, наконец, 1922 год и окончательный отъезд из России.

Зрители рассматривают работы из серии «Библия». Фото: Елена Михина / MR7
Зрители рассматривают работы из серии «Библия». Фото: Елена Михина / MR7

На выставке представлены работы из нескольких тематических серий Марка Шагала, появившихся уже за границей. Так, в 1923-м художник начинает работу над иллюстрациями к «Мёртвым душам» Гоголя. В 1956 вышла в свет серия «Библия» — 105 работ — иллюстраций к Ветхому и Новому заветам. А в 1977-м серия «И на земле…» — художественное осмысление произведения французского писателя Андре Мальро.

В коллекции Павла Башмакова эти серии представлены целиком, на выставке удалось показать лишь часть работ из них. Циклы целиком заняли бы гораздо больше места и, возможно, были бы не столь интересны широкому кругу зрителей. А так можно увидеть и цветные, и чёрно-белые работы, и тяжёлые по настроению, и позитивные.

Литографии из серии «Мёртвые души». Фото: Елена Михина / MR7
Литографии из серии «Мёртвые души». Фото: Елена Михина / MR7

На формирование этой коллекции у Павла Башмакова ушло около десяти лет. Работы приобретались на аукционах из частных собраний. В основном в Швейцарии, Франции, Бельгии и Германии. Первой была серия «Библия».

— Я стараюсь не покупать, если серия продаётся не целиком. Другое дело, что некоторые работы — они в принципе не входят ни в какие серии, они одиночные — вот, например, как работы, посвящённые цирку. Но и из серий на выставку я отобрал некоторые листы. Из «Мёртвых душ» — 42 работы: несколько литографий, показывающих уездный город N, потом образы персонажей, а заканчивается всё рождением Чичикова, но и у Гоголя это описано не в начале, — рассказывает Павел Башмаков.

Выставка в Bashmakov Gallery, расположенной в пространстве «Ленполиграфмаш», продлится четыре месяца — до 18 февраля.

Фото: Елена Михина / MR7
Фото: Елена Михина / MR7