Спойлер — очень просто. Но сразу оговоримся, что это только наш опыт. Возможно, правила разнятся от школы к школе, от города к городу и от года к году. Когда мы рассказали о том, как все прошло, нашим друзьям-грекам, они сказали, что мы «легко отделались».
Как все получилось
24 сентября мы переехали из центра Салоников в другой район — Перею. Но районом города Перея является только формально. По факту это все же хоть и близкий, но все-таки пригород. Для наших екатеринбургских друзей — это примерно как Палникс или Кольцово. Для московских… ну я не знаю, что-то типа Химок? Не уверен в этой аналогии.
Здесь все свое — администрация, школы, садики, магазины. Из необходимых инфраструктурных элементов не хватает только большой больницы. Небольшой самостоятельный городок.
Так вот 24 сентября мы переехали, а в четверг 28 сентября решили сходить в ближайшую муниципальную школу №3, просто узнать, как и что делается. Дождались окончания уроков в 13:15 и зашли в кабинет директора… а уже через час вышли оттуда, записав в школу всех троих детей. Из документов показали свидетельства о рождении детей и свои паспорта, переведенные на греческий при оформлении ВНЖ и договор аренды. Все.
Маша — которая учится дистанционно в третьем русском классе поступила в 4 греческий, Ваня и Данил, которые вообще-то дошкольники по русским меркам, поступили в 1 класс. Первый учебный день приключился 2 октября.
Как строится учебный день
Учебный день начинается в 8:15 утра. Дети собираются на школьном дворе, родители — стоят за забором. На территорию школы никому нельзя. Звенит звонок, дети строятся парами и слушают молитву. Она длится минуты три и заканчивается словами Καλημέρα! — Доброе утро!
Дальше идут уроки — сразу парами. Два, еще два и один. Между уроками большие — 15—20 минут — перемены. В это время дети выходят во двор, играют в подвижные игры, перекусывают. Столовой в нашей школе нет, дети питаются тем, что принесли из дома. С одной стороны, это непривычно, и беспокоит вопрос с горячим питанием. С другой — кто в современной российской школе что из горячего питания ест.
В 13:15 дети идут домой или остаются на продленку до 15:00, где они делают уроки, играют и гуляют во дворе. Мы продленку пока не подключали, хотим, чтобы дети немного привыкли к новому для себя учебному заведению.
Какие предметы
В целом предметы похожи на российские. Пацаны учатся считать и писать по-гречески, у них есть гимнастика, музыка, рисование и что-то информатики. У Маши еще есть история, естествознание с географией, английский и религия. Учебники и рабочие тетради выдают, профильные тетради по всем предметам продаются в любом книжном. Они унифицированы по цветам и ошибиться сложно.
Сколько стоило собрать детей в школу
Канцелярские товары по списку из школы я купил на 145 евро на троих — тетради, ручки, карандаши, фломастеры, пеналы, стирательные резинки, бумагу для рисования, ланч-боксы, бутылочки для воды и прочее по мелочи.
Столько же я должен был бы потратить на портфели с колесиками, которые здесь носят все дети, но продавец в магазине, посмотрев на меня понимающим взглядом, сделал большую скидку. Получилось — 112 евро за три портфеля. Итого 257 евро. Кое-какую спортивную одежду мы привезли с собой, на этот год хватит, но я рассчитываю, что это где-то еще 150 евро на троих. Значит, всего вместе 400—410 евро или около 40—42 тысяч рублей.
Че с языком
Когда мы договаривались о записи детей в школу, завуч говорила, что их будут снимать с неважных уроков типа рисования или пения и заниматься греческим, чтобы они могли догнать деток в классе. И еще пообещала, что через год дети будут по-гречески говорить обязательно. В это пока верится с трудом — греческий таки сложный — но Машу и правда снимали с уроков чтобы учить язык. Мальчики уже могут считать до 6 (как раз докуда дошли), и говорить несколько несложных фраз.
Как ощущения
Конечно, дети не горят желанием идти в школу. Это же надо встать в 7 утра еще делать уроки). Но они ходят в школу без сопротивления и то и дело приносят какие-то забавные истории. Кто чем занимался на переменке, что интересного было на уроках. И это при том, что они не говорят на языке, а в школе всего еще, может быть, с десяток детей говорят по-русски. Для нас пока это самое ценное. Мы решили, что на первый год обучения вообще для них нет никаких требований, кроме того, чтобы ходить в школу регулярно, заводить друзей, учить язык. Если будет нужно, переведем их на класс ниже, ничего страшного. Но кажется, есть все шансы, что они просто пойдут дальше вместе с другими детьми.
Необычное
- Классы называются не цифрой и буквой, а наоборот. Например, Маша учится в классе Δ1, а мальчики в классе А1.
- На учебниках не пишут крупно название предмета и класс, для которого они предназначены. Эту информацию приходится искать на обложке. Учебники более сложные, чем у нас, там больше текста, и вообще всего много.
- У первоклашек в нашей школе нет прописей. Они сразу пишут в тетрадях в крупную линейку, стараясь повторить шаблон, заданный учителем.
- Учебный процесс очень вольный и расслабленный. Из 10 учебных дней первых двух недель дети учились 7. Сначала были выборы в сельсовет, потом наступили религиозные праздники.
- Нет формы. Вообще никакой. Хочешь — в шортах в школу ходи, хочешь в пальто. Вообще одно правило — никакого насилия. За первую драку выговор, за вторую — исключение. Вот по этому поводу мы сильно переживаем. Для наших мальчиков драка — это разновидность коммуникации друг с другом.
Че хотим
Мы гражданство Греции не получим никогда. Это факт, с которым нехудо бы смириться. Жены и мужья греков и те десятилетиями живут на долговременных видах, так что говорить о простых эмигрантах из России, учитывая конъюнктуру момента. Чудом будет уже то, что мы получим ВНЖ. А вот дети, проучившись 6 лет в муниципальной школе, на гражданство претендовать могут. И мы бы хотели, чтобы они получили европаспорт, а с ним перспективу выбора — учебного заведения, страны проживания, карьеры. Поэтому самая обычная школа, самая обычная программа и язык.
Ну и еще мы хотим, чтобы с пацанами нам не пришлось преодолевать того отвращения к образовательному процессу, которое сейчас преодолеваем с Машей после слегка антигуманной российской школы.
Вдруг — получится?)