729 подписчиков

Добро пожаловать в класс превосходства (обзор аниме)

151 прочитал

Игра в общество в изолированной старшей школе. Людской эгоизм, борьба за место под солнцем, манипуляции. Гниль и светлость человеческая.

И разумеется, много красивых девочек.
И разумеется, много красивых девочек.

Здравствуй, дорогой читатель!

Сегодня речь пойдёт об аниме-адаптации ранобе Сёго Кинугасы «Youkoso Jitsuryoku Shijou Shugi no Kyoushitsu e», что повествует о старшей спец. школе в прекрасной Нихонии недалёкого будущего и борьбе классов в ней за плюшки и выживание. О местной идиотии и гнильце, готовности идти ради своей цели до предела (и то, что предел этот у всех разный), манипулировании из-за кулис да попытках оставаться человеком даже в таких условиях, и пойдёт речь в обзоре.

Итак, начали!

1. Сюжет.
Студия: Lerche. Год выхода: 2017 (первый сезон), 2022 (второй сезон). Средняя оценка двух сезонов: 7,95 (взяты сайты MAl и Shikimori; всего голосов 568 865); личная оценка – 7,6.

По часовой стрелке с левого верхнего угла: Какеру Рюэн, Арису Сакаянаги, Хонами Ичиносе, Судзуне Хорикита, Кикё Кушида, Кей Каруидзава. По центру: Киётака Аянокоджи. Источник: zerochan.net.
По часовой стрелке с левого верхнего угла: Какеру Рюэн, Арису Сакаянаги, Хонами Ичиносе, Судзуне Хорикита, Кикё Кушида, Кей Каруидзава. По центру: Киётака Аянокоджи. Источник: zerochan.net.

Дабы решить пресловутую проблему с образованием и наконец-то начать учить детишек тому, что им реально пригодится во взрослой жизни, японское правительство пошло на дорогой эксперимент: создало закрытую частную спец. школу Кодо Икусэй, выпускники которой гарантированно поступают в ВУЗы или находят работу. Условия меж тем довольно строгие: школа изолирована от внешнего мира (в частности, запрещено даже родственникам звонить), есть своя валюта, а именно перечисляемые на телефон баллы (банкоматов, чтоб на йены по курсу 1:1 обменять, естественно, не поставили). И самое главное, система правил, до конца не раскрытая, но суть которой сводима к получению этих самых баллов за различные особые экзамены, помимо стандартных, и поощрению быть первым классом в параллели – ведь он больше всех этих самых баллов получит. Также самый успешный класс меняет цифру от D к A дабы оказаться в самых выгодных условиях.

Аниме же рассказывает о жизни класса-аутсайдера 1-D, в котором за первый же месяц сложился такой раздрай, что все учащиеся остались без стипендии, не говоря уж про шансы стать выше. И нашему главному герою, Киётаке Аянокоджи, внешне ОЯШу со самыми что ни на есть среднестатистическими данными, жизненное кредо коего – не отсвечивать, было бы и так нормально, если б не соседка по ряду, Сузуне Хорикита, да учительница Сая Чабашира не горели стремлением протолкнуть класс на вершину иерархии. А у Аянокоджи, как удачно, отлично варит котелок. Разумеется, без сложностей не обойдёшься: тут и непростая одноклассница Кикё Кушида, и диктатор класса-ближайшего конкурента 1-C Рюэн с подручными, и тактики из класса 1-A, стремящиеся сохранить и упрочить лидерство. В общем, скучно в новой школе никому не будет.

1.2 Искусственные условия, критерии отбора и нераскрытый гений.

Одна из проблем «Класса превосходства» состоит в порой слишком уж искусственно подгоняемых условиях для того, чтоб работали сюжет и драма. Показателен пример в начале первого сезона, когда из-за того, что почти весь 1-D бил баклуши и с довольным видом смотрел на размер стипендии, думая, что так оно и будет дальше, через месяц получил хрен без соли. И опуская идиотское поведение большинства (его затронем чуть позже), вполне закономерный вопрос к старшим классам: почему бы сразу не подошли с разъяснением тех правил, на которых обожглись сами? Поскольку по итогу они всё равно начали барыжить контрольными, не лучше б было это сделать ранее, заодно и денег больше получив (за разъяснение само по себе)? Откуда такая пассивность? Из-за правил? Ну так практика показала, что большинство учеников будет их нарушать по принципу «не пойман, не вор» (и за два сезона никого не исключат даже). Эта же искусственность проявляется и в самих играх, где участвуют ученики параллели, сражаясь меж собой за баллы. Сами игры вполне интересные, с нетривиальными ходами и неожиданными развязками, но ситуации нарочито притянутые за уши: чего стоит одна игра в аналог «мафии» в начале второго сезона. Ни о какой жизненности речи не идёт, это очередная психологическая игра, имеющая определённую ценность в плане лучшего понимания поведенческого психологии и кооперации, но напрямую этот опыт не перенесёшь.

И конечно же, смотря на сборище порой не самых умных и не самых спортивных личностей, которые порой поступают как откровенные идиоты, психуют и истерят, задумываешься: да как вообще эти ребята попали в спец. школу, если речь не о школе для альтернативно одарённых? Какие критерии отбора в по идее элитную школу? Ответ, данный во втором сезоне, убил: по особым рекомендациям влиятельных лиц. Иными словами, не более, чем элитный проект для своих, позволяющий вырастить из мажориков и баловней судьбы нормальных управленцев, служащих среднего и высшего ранга и т.д. И с одной стороны, в принципе ожидаемо (кто же из власть имущих будет давать шанс пролетариату выбиться в люди?), с другой – очевидно нерационально. И опять же, всё упирается в средний уровень подготовки ребят: неужто даже среди элиты так мало тех, кто и учится, и в спорте достигает немалых высот? А если мало, то зачем на целый класс набирать дурачков? Так что к критериям отбора, которых так до конца и не проясняют (как и правила набора и отбора баллов), вопросов хватает и не все из них в принципе разрешимы. Как и проблемы отдельных личностей, настолько прогнивших, что никакая мотивация быть сволочью уже не исправит.

1.3 Социум в миниатюре, эгоизм и манипуляции, маски и искренность.

Проведение переговоров по выведению избранного в группе и того, что с этой информацией, как и в любой игре, несколько исходов с разными суммами выигрышей/проигрышей: как личной, так и групповой (как микрогруппы, так и класса). Источник: там же.
Проведение переговоров по выведению избранного в группе и того, что с этой информацией, как и в любой игре, несколько исходов с разными суммами выигрышей/проигрышей: как личной, так и групповой (как микрогруппы, так и класса). Источник: там же.

Опуская неудачные аспекты, история вышла очень даже захватывающей и, не смотря на искусственно подогнанные условия, реалистичной. Модель общества в миниатюре, показанная в обоих сезонах, вполне себе неплохо отражает то, как реально бы вели себя группы, вынужденные соперничать за ограниченные ресурсы. Тут, как водится, кто на что горазд: кто грубым насилием (и физическим, и психологическим) обеспечивает лидерство и ведёт свою паству куда вздумается, кто старается придерживаться срединного пути, а кто будет поглощён во внутренние разборки, мешающие полностью реализовать свой потенциал. Хотя последнее в той или иной мере справедливо для любой группы: порой мало и железобетонной мотивации в виде стоящего на кону материального обеспечения, дабы сплотиться. И тогда появятся оппортунисты, которые из-за личного ли эгоизма или банального неумения в коллективе работать будут тянуть остальных на дно, а благодаря принципу коллективной ответственности (начало первого сезона показало, что даже ученики с нормальной посещаемостью ничего не получили за счёт раздолбайства большинства) это будет ощущаться только силньее. Соответственно, придумывать меры по их нейтрализации: нет, не выгонять из класса или школы (а то мало ли как скажется на оценке класса системой). Нужно переубеждать и склонять к сотрудничеству, либо минимизировать исходящий от них риск.

Притом мотивация для совместных действий тут по большей части сугубо эгоистическая: по-настоящему добрых и альтруистичных героев, реально не имеющих второго дна (за исключением Каруидзавы, хотя и она не сказать, что альтруистка) аниме не покажет. Оно вообще старательно продвигает идею, что человек человеку – волк, причём порой для достижения целей будут использованы весьма жестокие методы навроде травли и даже пыток водой. И в показанных реалиях это действительно работает. Только с такой базовой установкой можно выживать в условиях межклассового противостояния и бороться за место под солнцем и заветные баллы, либо же самореализуясь посредством составления изощрённой стратегии, будто мир это партия в шахматы. Или огромная боевая арена, где упоение можно найти только в схватке как таковой. Итак, помимо базовых потребностей, толкающих к взаимовыгодному сотрудничеству, есть и личные желания. И что закономерно, в таких случаях лидерство будет принадлежать тем, кто более всего достоин в той или иной группе: благодаря ли грубой силе, умению объединять всех словом, либо же силой недюжинного ума.

И здесь аниме местами весьма добротно показывает, как этот самый ум ещё и старается держаться в тени, руля процессом из-за кулис. Действуя, опять же, постольку-поскольку: пока у серого кардинала и стратега класса 1-D Аянокоджи есть стимулы двигать класс вперёд, он это будет делать, со всей изящностью, местами сопоставимой с многоходовочками Лайта (но в отличие от него, без смертей обошлись). Но когда стимул исчезнет, то он предпочтёт уйти от дел, оставив всё на своих пешек. Высовываться самому без крайней на то необходимости (например, очередной стратегии) смысла для него нет. Что занятно, это тоже свой путь к выживанию. Не обременять себя тем, в чём не видишь смысла – без шуток, отличная жизненная позиция, особенно если эту самую жизнь хочется прожить с минимумом энергозатрат (прям как Ореки из «Хёки») и нервирующих происшествий. Разумеется, обладая способностью за себя постоять, дабы в случае чего защитить этот порядок. Иначе есть огромный риск эту спокойную жизнь потерять и хлебнуть с лихвой горя.

Мило болтающая ножками Каруидзава. Источник: там же.
Мило болтающая ножками Каруидзава. Источник: там же.

Всё это заставляет практически всех персонажей играть на публике те или иные роли. Некоторые при этом проявляют истинные мотивации, пряча мотивацию (как Хорикита), некоторые же, как Каруидзава – умеют отыгрывать и эмоции на людях, преображаясь и становясь настоящими в общении с близкими. Помимо этих масок, впрочем, есть и другие, что можно сорвать в стрессовой ситуации, показав истинное лицо. Поддаться ли стадному инстинкту или проявить выдержку и оказаться выше неизменной звериной жестокости? И оказывается, что многие из сказавших в обычной обстановке одно, на деле поведут себя иначе. Итак, истинная природа явится в критической ситуации. Что занятно, истинные чувства способны проявиться там же. Пусть даже изначально в основу отношений вкладывался взаиморасчёт, хорошие дела, что были сделаны в их ходе (от спасений до совсем уж обычных бесед), могут вызвать с другой стороны отклик и даже симпатию. Замечательный пример того, как отнюдь не благими намерениями творится добро, ибо благодаря ним жизнь другого человека становится объективно лучше.

2. Персонажи.
Из-за двойного дна большинства персонажей присутствуют неизбежные спойлеры.

Киётака Аянокоджи – протагонист истории, с виду максимальный ОЯШ без увлечений, пристрастий и каких-либо особых физических или умственных способностей (умудрился поступить, набрав по всем предметам ровно 50 баллов). Однако за сей личиной скрывается гениальный стратег и искусный манипулятор (и боец неплохой) с довольно тяжёлым прошлым, напрочь отбившим все чувства и сделавшим из него по большей части холодную расчётливую машину. Почти не способен испытывать сильные эмоции и симпатизировать кому-либо. При реализации своих планов держится в тени, выходя на свет лишь в самом крайнем случае. До ужаса прагматичен и спокоен. В своих планах использует «пешек», причём ей может стать любой мало-мальски полезный для ГГ человек. В ужасных отношениях с отцом.

Сузуне Хорикита – старшеклассница, что сидит по соседству с Аяконоджи. Крайне серьёзная, ответственная и прилежная ученица, предпочитающая говорить всю правду в глаза и не стесняться своих эмоций. По причине попадания в класс D, почти весь первый сезон (да и солидную часть второго) выглядит раздражённой и недовольной тем, что приходится тянуть остальных за собой. О друзьях и слышать долгое время не хочет. Впоследствии, однако, смиряется со своей ролью, становится чуточку более приветливой, но всё такой же нетерпимой к оплошностям других. Хочет, чтобы её родной брат Манабу больше ценил её и именно ради этого стремится поднять 1-D к вершине. Став пешкой Аянокоджи, именно она официально провозглашается мозгом и стратегом.

Кей Каруидзава (CV Аяно Такетацу) – одноклассница Аянокоджи, весёлая и общительная девушка, которая любит быть в центре внимания. Будучи в первом сезоне лишь статисткой, полноценно раскрывается во втором сезоне. Там и узнаётся, что не всегда жизнь её была успешной, и горя хапнуть ей пришлось (причём и в настоящем тоже придётся). В отличие от большинства учащихся не имеет потайных умыслов, а хочет только жить счастливой и спокойной жизнью. Долгое время никак не способна за себя постоять и ищет поддержки и спасения в других, даже если сие будет не от всей души (к примеру, состояла в фиктивных отношениях со старостой класса): это и приводит её к Аянокоджи, дающего ей защиту в обмен на участие в его схемах. На удивление, именно с ним она оказывается честна и искренне мила в общении и поступках, постепенно всё больше и больше привязываясь к ГГ (хотя и в разы в меньшей степени, обратное тоже чуточку верно). Будучи хорошей актрисой, может отыграть любую нужную роль. В конечном итоге оказывается способна хотя бы раз не прогнуться под чужое давление и сохранить свою человечность. Однозначно лучшая девочка тайтла на мой скромный взгляд.

Айри Сакура – очень скромная и замкнутая девушка из 1-D, что не может и двух слов на людях связать. Вместе с тем любит делать пикантные фотографии и выкладывать их куда не надо, из-за чего оказывается втянута в передрягу. И по классике влюбляется в Аянокоджи, выручившего её. После чего делает несколько очень робких и, ожидаемо, безуспешных попыток хоть как-то с ним сблизиться.

Ичиносе Хонами – староста класса 1-B, очень милая и добрая ко всем девушка. Не пойми откуда менее чем за полгода накопила баллов на целое состояние. В хороших отношениях с Аянокоджи и классом 1-D в целом. С нетерпением ожидаю её раскрытия со всеми возможными (учитывая общую направленность аниме явно неприятными) деталями. Её сейю, Нао Тояма, озвучила Юигахаму в «Орегайру» и Сарашину в «Подружке на час».

Кен Судо – баскетболист из 1-D, крайне неуравновешенный тип, который своими психами и плохой успеваемостью не раз подставлял весь класс. На что ему, как истинному эгоисту, было плевать с высокой колокольни. Под влиянием нравящейся ему Хорикиты становится смирнее и сдержаннее (ещё одна манипуляция во благо).

Саэ Чабашира – классная руководительница 1-D. Вечно спокойная, она также хочет руководить наконец-то высшим, а не дефектным классом, ради чего спокойно прибегает к манипуляциям. Может помочь классу, но не забесплатно (и это она так цинично мечту свою реализует, на минуточку). Минусов нет.

Кикё Кушида – улыбчивая и позитивная девица из 1-D, что всем стремится помочь и со всеми-всеми подружиться. На самом же деле (это настолько просится, что даже спойлером сложно назвать), редкостная двуличная мразь, что ради достижения своих целей способна зайти и на предательство класса, на который ей чхать, чужие жертвы, шантаж и запугивания. Ненавидит Хорикиту из-за того, что она знает её прошлый секрет и пытается вытолкать её из школы (вместе с Аянокоджи, случайно узнавшем эту её вторую натуру). Наличие оправдания так поступать в лице тяжести альтруизма и поддержания на лице фальшивой улыбки не прибавляет к ней сопереживания.

Какеру Рюэн – лидер класса 1-C и просто кумир тех, кто хотел бы быть самым главным отморозком на районе, которого бы все ненавидели и боялись. С детства на редкость бесстрашное существо, уважающее только насилие, причём как посредством кулаков, так и ломание психики жертвы. Держит в класс в повиновении на основе этой силы, однако местами и способен проявлять что-то вроде заботы о подопечных, ведь это долг лидера. Однако использование самых грязных методов для достижения цели превращает его в самого отбитого персонажа, которого пожалеть невозможно при всём желании. При всём том неглуп: способен на свои тайные махинации. Стремится найти кукловода 1-D.

Мио Ибуки – учащаяся класса 1-C, подручная Рюэна. На удивление преданная ему, способна втереться в доверие целому классу и оставить их в дураках (ну или почти так). Не сильна в учёбе, но компенсирует это превосходными спортивными показателями. Насильственные методы Рюэна не одобряет, но и не шибко возражает.

3. Анимация, саундтрек.

С технической точки зрения в целом вышло неплохо: относительно передан оригинальный чардиз, который, к слову загляденье (неудивительно, ведь иллюстратор Томоске Сюнсаку набил руку на множестве хентайных додзинси). Также есть немного этти-элементов. Во втором сезоне по ощущениям рисовка просела в некоторых сценах, однако крупные планы по-прежнему вышли хорошо.

Саундтрек сравнительно неплохой: это касается и местами напряжённой фоновой музыки, попадающей в атмосферу, так и слегка безумных опенингов в обоих сезонах. Эндинг же второго сезона вышел будто с неким скрытым намёком, чем заслуживает внимания.

4. По итогу.

Аниме «Класс превосходства» является весьма добротным представителем напряжённого триллера с психологическими играми и определённой жестокостью, оказывающимся к месту и лучше работающими на основную идею о суровости жизни в социуме. Пусть даже социум этот ограничен тремя классами первого года старшей классы.

Конечно, в полной мере раскрыться оказывается тяжело: местами перебор с насилием, местами сами условия оказываются слишком топорно подогнаны, местами же из-за нехватки хронометража триумф здешнего многоходовочника выглядит более притянутым, нежели обоснованным.

И всё-таки в основе своей это весьма занимательное произведение, над которым можно подумать и которое лишний раз напомнит, насколько на самом деле мал круг тех, кому мы действительно можем доверять. Стратегические же игры и хитроумные манипуляции добавляют интереса к просмотру. Более того, приятней становится от факта, что даже в таких условиях кто-то сохраняет в себе лучшие и добрые черты.

Заканчивая обзор, скажу, что аниме весьма меня зацепило: теперь в планах на следующий год помимо третьего сезона, есть и ранобе-первоисточник, ведь кто его знает, сколько интересного осталось за кадром.
К просмотру аниме я рекомендую. Демонстрируя в значительной мере неприглядные человеческие стороны, оно показывает как причины такого поведения, не превращая всё в бессмысленное смакование чернухи, так и приводя контрпримеры тех, кто даже в таких условиях не теряет своих лучших человеческих качеств (как Каруидзава).
Ничего не бывает просто так и за просто так: на всё найдётся причина и тот, кто получит с этого выгоду (кроме форс-мажоров, конечно). Посему втройне важно помнить об осторожности: открывать свои секреты стоит лишь тем, в ком полностью можно быть уверенными. Доверие слишком дорогая вещь, чтобы тратить её на всех. Даже на обычную доброту для других можно, как оказалось, потратить меньше.
История ещё далека от завершения. Источник: там же.
История ещё далека от завершения. Источник: там же.

Спасибо, что прочли статью до конца! Если вам понравилось, ставьте лайк и подписывайтесь на канал! До скорых встреч!