Здравствуй, дорогой читатель!
Что ж, пришло время для обзора аниме, сделанного не по новелле (а по манге, но здесь первоисточника почти не коснёмся). В качестве жертвы было выбрано очень известное аниме «Тетрадь смерти», вышедшее в далёком 2006 году. Почему бы не вставить свои пять копеек и не взглянуть со своего угла на действительно годное аниме?
Итак, погнали!
1. Сюжет, осмысление.
Студия: Madhouse. Год выхода: 2006-2007. Средневзвешенная оценка: 8,88 (взяты сайты Shikimori и Yummy Anime; всего голосов 138154); личная оценка: 9,15.
Завязкой сюжета служат действия бога смерти Рюка, который как бы случайно теряет свой жизненно важный атрибут – Тетрадь Смерти, позволяющий отнимать жизни у людишек и приплюсовывать их года к собственным (а боги смерти смертны, как бы иронично это не звучало). Тетрадку подбирает самый простой гений-плейбой-школьник Ягами Лайт, которому так опостылела обычная жизнь, что тот, найдя артефакт, решает использовать его во имя света, добра, справедливости, а главное –самого себя. И начинает Холокост по отношению к преступникам: сначала – самым ужасным, затем – всё менее и менее грешным. В миру Лайт становится известен как Кира (японская калька с англ. «killer») и за тем начинают охоту стражи правопорядка Японии: нефиг самосуд устраивать! Но поскольку обычные полицейские бессильны против гения, к делу приобщается гений другой стороны Силы, действующий под псевдонимом L. Тут и начинается самое весёлое: первая часть с её играми разума, шахматной партией двух Л, в которые вносит хаос (тоже на руку Лайту) Амане Миса (о персонажах после); второй частью, когда враги временно объединяются, ибо Лайту на время память отшибло (и это часть его плана!) в поисках другого нерадивого владельца тетрадки; в конце её L отходит покурить и только его и видели. В третьей части, спустя семь лет, наступает долгожданная развязка: M и N (O, P, Q, R, S, T, U забыли почему-то) – преемники так и не вернувшегося из курилки Эла – возобновляют подзабытое было дело Киры (и неудивительно, раз Лайт после отхода L взялся его курировать!), дабы вывести на чистую воду и показать истинную длину руки закона.
При этом Лайту по ходу пьесы несказанно везёт: он легко втирается в доверие к, казалось бы, неподкупным ФБР-вцу и его невесте (и обоих порешает, хоть они и не преступники), в самый нужный момент ему подворачивается готовая ради него на всё Миса просто потому что он ГГ аниме (хотя вначале от неё была куча хлопот, в долгосрочной перспективе именно она и сопровождавшая её богиня смерти Рем оказали Лайту неоценимую помощь, по сути, продлив его жизнь на 7 лет); другие нужные люди также легко находятся и пускаются в оборот (и расход). Детективы, почти все как один, верят ему (после ухода L 7 лет никто не сомневался в гении Лайта, а расследование, блин, не сдвинулось и не могло сдвинуться ни на йоту!). Не токмо Рюк, готовый на всё ради дозы яблок, но и сама Фортуна на стороне Ягами, словно оправдывая истинность его пути. Но правилен ли он?
Нет! Лайт (Кира), хоть и видит свой мир утопией, на самом деле строит тоталитарный режим, основанный на страхе: в 30-й серии всего лишь за минуту показали все прелести нового миропорядка, глядя на который искренне изумляешься: а чем Сталин вам не угодил? При этом идея, лежащая в основе манги и аниме, известный вопрос «Должно ли общество избавляться от преступников?», на мой взгляд, в аниме и получает ответ: нет, поскольку подобное деление людей на две группы, одну из которых следует полностью уничтожить напоминает кое о чём нехорошем (во всяком случае, мне). Принцип «жизнь за жизнь» также далёк от идей гуманизма, но даже если и предположить, что гуманизм ошибочен и надо карать смертью за смерть, давайте-ка вспомним: разве Лайт не стал далее, когда крупные преступники кончились, линчевать мелких воришек и даже тех, чья вина не была доказана? Не очень-то соответствует закону равноценного обмена! По итогу же аниме передаёт простую, но столь важную мысль: законы не идеальны, но это не значит, что кто-то имеет право становится выше их.
А что сам Лайт? Развратила ли так его абсолютная власть или он знал, к чему шёл? Поскольку в начале говорят, что он гений (лучший ученик Нихона; Котоми Ичиносе, на минуточку, только в десятке!), а я не верю, что можно быть одновременно и гением, и идиотом, который не знает, что власть делает, то, очевидно, знал. Карать преступников – лишь идея, сам Лайт в первой серии признаётся, что тетрадь взял «со скуки» (все мы со скуки хотим кого-то убить, да?), а истинный мотив тогда ещё школьника (!) – «стать Богом этого нового мира» (почти дословная цитата из конца 1-й серии аниме). Со знанием этого, все поступки Лайта выглядит логично, ибо его желанию они способствуют; возможно, он искренне считает, что его мир будет идеальным (а кто так не считал бы?). Интеллект, харизма – всё это в нём есть, а воля и искренняя убеждённость в правоте собственной морали делает его почти что ницшеанским сверхчеловеком с ярко выраженной моралью господ («что благо для меня, то и есть благо в принципе»). Но Ницше можно так превратно истолковать, что получится нацизм. Или общество Киры без преступников, но с тем же постоянным страхом совершить мелкое нарушение, либо осмелиться оспорить правоту Бога мира (вообще-то, человека). Положа руку на сердце, хотели бы ВЫ жить хоть в одном из таких обществ? Я вот нет: лучше сделать всё, дабы избежать это (именно поэтому в аниме мне больше всего импонирует детектив L).
Хотя концовка в аниме явно слитая (слили Лайта прям сильно; даже мне его жалко стало), в ней заложен посыл: всё имеет свою цену, за всё приходит расплата (если мы говорим не об абсурдных «Летних Днях»). Будь это «Канон», где за чудо для одной приходится пожертвовать им же для остальных, «Школьные Дни», где за все прегрешения безпринципного ГГ настигает заслуженная кара, либо же «Тетрадка» – цена и расплата неизбежны, так или иначе. Именно в тот момент Лайта и станет жалко, потому что никакой он не Бог и не сверхчеловек. Обычный (пусть и гений) человек, смертный, который капитально ошибся в самом начале собственного жизненного пути.
Также в аниме полно других смыслов, отсылочек, подколов про США и прочее, но сие не оттеняет главную идею аниме – общество, где человек выше закона, нежелательная антиутопия. Уже за одно это «Тетрадка» обязательна к просмотру (а ведь есть ещё детективные тонкости, элементы триллера, etc).
Технический вопрос.
Не смог удержаться, посему вопрос к лору: какова ёмкость тетради? Прикинув, что на 96-листовую тетрадь в линеечку с 38-ю строками на кжадой странице (с учётом того, что на одной строке можно написать до 4-х имя-фамилий), выходит, что в одну тетрадь можно внести 4x38x2x96 = 29 184 негодяя. Учитывая скорость письма и работоспособность Киры, одной тетради за 7 лет явно маловато (так, по оф. данным в Японии только в 2006 году было совершено 52 636 преступлений разной степени тяжести).
Возможное объяснение: Рюк за яблочки таскал тетради у других богов смерти. Вспоминая поведение их «главного», выглядит логично.
2. Персонажи.
2.1 Главные.
Ягами Лайт (Кира) – главный (анти)герой манги и аниме. Не по годам умён и сообразителен, обладает крайне обострённым чувством справедливости. Искренне считает, что всё делает во благо. ЧСВ соответствует потенциалу, однако в отличие от того же Гильгамеша из «Фейта» оный был заслужен не подвигами, а по счастливой случайности. Поскольку ГГ аниме, к нему предрасположены сразу две девушки (Миса и Такада), коими он беззастенчиво крутит. По ходу сериала было три стадии: интерес (1-25 серии), презрение (26-36 серии), сопереживание (37 серия).
L (Эл, Рюзаки, в манге «Эл Лоулайт») – антагонист Киры и самый приятный персонаж аниме. Детектив, расследующий самые сложные и интересные дела; необщителен и замкнут. Контрастирует с интеллигентом Лайтом в истории жизни (хорошая семья против детского приюта), в одежде (деловой костюм против несменяемых футболок и джинс), ну и во взглядах, разумеется. Поскольку шахматную партию начал чёрными (пропустив два хода впридачу), пошёл на серьёзные риски: впервые раскрыл своё лицо (по лору тетради известно, чем это может аукнуться), открылся Лайту, коего он подозревал, в какой-то момент не отстранил того от дела (во время «перемирия»), чем и сгубил себя, выйдя покурить. При этом без того, что он успел накопать, Ниа и Мэлла расследовали бы ещё 7 лет. Для повышения мозговой активности уплетает сладости (!) и постоянно сидит поджав босы ноги (?!).
Амане Миса – хаотичная, эмоциональная, яркая, открытая, весёлая девушка, которая последовательна лишь в своей любви к Лайту (притом, что влюбляется она с первого взгляда, любовь сомнительна; но любит его она не как Киру, ибо даже после потери памяти о тетради не отходит от паренька). Модель, актриса и даже певица. Ундере, имеет проблески интеллекта (умеет заметать следы), но всё же слишком наивна и не умеет разбираться в людях от слова совсем. Её к концу аниме, когда не просто использовали, а использовали и выбросили, становится также жалко (полно тут жалких персонажей).
Рюк – бог смерти (синигами), которому столь скучно, что разбрасывается тетрадями, от коих его жизнь зависит. Обычно держится рядом с Лайтом, ибо должен, из праздного интереса и ради яблок, без которых у него натуральная ломка. Хотя большинство сцен с ним комедийные, именно этот синигами вписывает в оконцовке имя Лайта куда надо.
Ниа (N, Нэйт Ривер) – преемник вышедшего покурить L. Внешне похож на бесполое создание. Умён, хладнокровен, ещё больше замкнут в себе, чем L; постоянно мысленно апеллирует к последнему. Именно Ниа выпала честь развязать узел истории с Лайтом–Кирой. Постоянно играет в игрушки, когда занимается расследованием (и это, как ни странно, помогает). Участвовал в СПК (союзе против Киры), вместе с соратниками Энтони Лестером, Стефаном Джованни (сыграл заметную роль в изобличении Лайта), Халле Лиднер (просто девушек маловато).
Мэлло (M, Михаил Кель) – несостоявшийся преемник L; на этой почве развилась зависть к Ниа. Склонен к преступным и даже террористическим действиям, но старается использовать их во благо расследования. Хотя действовал независимо, именно Мэлло помог Ниа в раскрытии дела.
2.2 Второстепенные.
Ягами Соичиро – начальник отдела японской полиции, затем – глава департамента по поиску Киры в Японии. Добропорядочный офицер, искренне верящий в правоту своих действий. Крепко привязан к своей семье: жене Сатико, сыну Лайту и дочери Сае; даже думать не хочет, что Лайт может быть Кирой; при этом, именно он чуть не сыграл роль Тараса Бульбы. Та дилемма, с которой он постоянно мог столкнуться и то, что он должен был с ней столкнуться, заставляла искренне сопереживать этому персонажу. Поэтому его уход до поимки Киры считаю лучшим исходом для самого Ягами-старшего.
Сюити Айзава – единственный из детективов, кто раз в жизни включил-таки мозги и предположил, что L был прав, и Лайт – и есть Кира (да ну!!!). В начале сериала имел причёску афро, затем побрился (возможно, поэтому и поумнел). Искренне любит свою семью (даже от дела на время отстранился, хотя затем камрадам всё же помог).
Тодо Мацуда – местный Иванушка-дурачок, наивный мечтатель, который хочет сделать что-то полезное дела (не только кофе L носить), и, к его чести, делает это ровно два раза: завязывает контакт с фирмой «Йоцуба», где сидел временный Кира, а затем, в конце, спасает Ниа. Всё остальное время тайком сочувствует Кире, носит кофе и искренне верит в Лайта. Был менеджером Мисы. Про остальных детективов и говорить нечего.
Рэм – богиня смерти, что всё время рядом с Мисой проводила (заодно и глаза Бога смерти дала, что жизнь сокращают, но позволяют узнать имя, не воруя паспорт), ибо к ней перешла тетрадка, которая Рэм от друого синигами досталась. Тот жизнь за Мису положил (влюбился!), положила и Рэм... Действительно было жаль.
Киёми Такада – ещё одна пассия Лайта: в начале сериала одногруппница и (недолго) девушка Ягами-младшего. Персонаж – один из лучших чеховских ружей, что я видел, без шуток: в конце она вновь появляется (и тоже используется Лайтом, ибо любит его, дура!). Немного жаль...
Кёске Хигути – третий Кира, которому Рэм дала тетрадь (на временное хранение, но он об этом не знал; план Лайта). Использовал её для убийства конкурентов своей фирмы «Йоцуба» (и потому был легко вычислен). Глуповатый и вспыльчивый пошляк. Ещё из «Йоцубы» в аниме неплохо показали Намикаву Рэйдзи – ещё одного члена совета правления. Молодый, умный, по-своемуу красивый, Рэйдзи догадался, кто из совета Кира и даже сотрудничал одно время с L и Ко. Был убит Лайтом (как и все члены совета) за ненадобностью.
Тэру Миками – один из ярых фанатов Киры, что на его икону в комнате молился (на самом деле нет, но только потому что внешность не знал). Ярый поборник справедливости, идейный фанатик, прокурор. Может считаться карикатурной версией самого Лайта. Исполнял волю Киры и разделил с ним его участь.
Ватари (W) – правая рука и бессменный помощник L. Умудрённый годами и опытом богатый изобретатель. Наверное, лучший компаньон, которого можно было придумать. Разделил судьбу L, выйдя с ним покурить.
Рэй Пенбер и его невестка Наоми Мисора – пара чекистов из Штатов, что в начале сериала расследовали дело Киры. Рэй подобрался близко к Лайту и был убит (заодно и других членов ФБР, чтобы янки не лезли, куда не надо). Наоми, отошедшая было от дел, за себя и за Рэя начала копать. И тут Лайту опять повезло: он не только встретился с ней до передачи документов куда надо, но ещё и в доверие втёрся и спровоцировал на суицид!
Хотя многие персонажи раскрыты лучше в манге, однако стоит признать, и имеющихся хватает для сопереживания/ненависти/жалости.
3. Анимация, саундтрек.
Про анимацию особо много и не скажешь: действительно хорошая рисовка как персонажей, так и фонов (чувствуется индивидуальность). Мрачные тона способствуют атмосфере детектива, а порой (как на скринах «общества Киры») удваивают общий эффект. И да: солнце во вселенной «Тетрадки» встречается не очень часто. Крайне мало (почти нет) этти.
Касательно музыки: фоновая музыка действительно выделяется и даже чем-то запоминается, также способствуя атмосфера (да и сама по себе неплоха, а это всегда плюс).
Насчёт опенингов – до просмотра «Тетрадки» я не особо жаловал опенинги с мужским вокалом. Но после просмотра первого же оперинга второй части я осознал свою ошибку и глубоко раскаялся. Такую, как оказалось, хорошую песню заменили на вообще не лучшего качества рок! Но если второй опенинг ещё можно смотреть (за счёт забавных кадров с Рюком), то вот второй эндинг... Просто никак. Вторая часть сильно подпортила впечатление о вообще-то хорошем саундтреке.
4. По итогу.
В целом, «Тетрадка» действительно хорошее, нестареющее аниме, которое даже в сознательном возрасте вполне себе воспринимается (потому, собственно, и классикой считают). Тут есть и персонажи, которым сопереживаешь (не всем, естественно), и в целом обоснованные повороты сюжета, и приятные визуал и аудио (последнее, правда, просело во второй части). Конечно, аниме не идеальное: по сравнению с мангой, отдельным персонажам урезали время (и срезали эпилог); в самом аниме наличествуют «боги из машины» (и многократная удача Лайту, с которой впору в казино идти), а некоторые неожиданные сюжетные повороты... слишком неожиданны (и неприятны, как тот же отход L покурить), да и лор тетради вызывает вопросы. Но заложенные в «Тетради» мысли копают глубоко, притом изначально лёжа на поверхности. Аниме действительно позволяет задуматься о глобальном, дать свою оценку самому Лайту, его принципам и их реализации. И разве не прекрасно, когда итоговый вердикт, хорошо ли это или плохо, выносит зритель? Главное, чтобы он был осознан.
В целом, это аниме из тех, что рекомендовать к просмотру никогда не поздно, поскольку такие вещи можно (и нужно) смотреть. Правда, пересматривать подобное (ввиду не лучших сюжетных поворотов и уходов персонажей) мне пока не шибко хочется... В любом случае, «Тетрадь Смерти» стоит смотреть внимательно, дабы не потерять нити логики, все хитросплетения и не утонуть в море персонажей (раскрытых и интересных и не очень). А уже после, всё посмотрев, проанализировав и взвесив, решить, чья Л – Лайта или L – вам ближе.
Спасибо, что дочитали обзор! Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, если вам понравилось! До скорых встреч!
#аниме обзор