Зинаида Семёновна решительно шагала под проливным осенним дождём в сторону школы. Подумать только! Слишком активные родители класса при участии администрации учебного заведения вызвали её на серьёзный разговор. Её! Ту, которая горой стоит за свою внучку, да и за других ребят тоже готова вступиться, если их собственные мамы и папы такие рохли. Но ничего, она выведет всех на чистую воду – и посмотрим, кто кого. Она даже погрозила кулаком куда-то в пустоту. Незнакомая девушка, идущая ей навстречу по узкой дорожке, от неожиданности вздрогнула и, ускорив шаг, поспешила по своим делам дальше. Зинаида Семёновна только покачала головой: «Тьфу ты, какие все нежные нынче пошли».
Тем временем дождь лишь усиливался. Жёлтые листья лежали повсюду, словно пёстрый ковёр, который кто-то расстелил заботливой рукой. Однако на такой красоте недолго поскользнуться и переломать себе руки-ноги. Зинаида Семёновна отметила про себя: на обратном пути не забыть оставить заявку в местном ГБУ. Пусть немедленно вышлют сюда бригаду дворников. Это школа, здесь всегда многолюдно. Вдруг кто-то упадёт? Непорядок.
Зинаида Семёновна шла гордо и уверенно, как танк, готовый снести всё на своём пути. Большой чёрный зонт немного загораживал обзор, но она не боялась никого задеть: подумаешь, какие нежные. Нужно просто отходить с дороги, когда кто-то идёт по делам. Вот она, между прочим, торопится. Неплохо бы уступить ей дорогу. Впрочем, уже показалось крыльцо школы. Зинаида Семёновна лёгким царственным поклоном головы приветствовала охрану и почти сквозь зубы произнесла: «День добрый». Охранник нажал на кнопку входа, и турникет пропустил её внутрь. В фойе уже стояла толпа, состоявшая из человек десяти. Увидев Зинаиду Семёновну, все разом замолчали и пристально посмотрели на неё.
***
Что же случилось в школе такого, что родителям пришлось собираться внепланово? А вот что. Случилась Зинаида Семёновна. Её внучка, Настенька, впервые пошла в школу. Она и ещё тридцать учеников попали в класс «В», куда пришла работать совсем молоденькая учительница начальных классов Мария Андреевна, только-только получившая летом диплом о высшем образовании. Это был её первый класс во всех смыслах.
На родительском собрании в конце августа она честно сказала родителям:
– Я только начинаю свою работу в школе и, по правде сказать, немного волнуюсь. Но вместе мы, и я искренне в это верю, обязательно справимся со всеми трудностями, и станем настоящей командой единомышленников.
Все родители её поддержали. Все, кроме Зинаиды Семёновны. На весь кабинет тогда прогремел её властный голос:
– А почему вас поставили именно в наш класс? Что ещё за эксперименты над детьми? У них должен быть нормальный опытный педагог.
Родители притихли. А несчастная Мария Андреевна не знала, как реагировать:
– Педагог, которая должна была взять класс, уволилась. Меня взяли на её место. Вы не волнуйтесь, у меня есть профессиональное образование…
Зинаида Семёновна не дала ей договорить:
– Ну, это мы ещё посмотрим. Я всю жизнь занималась надзором в сфере строительства. Неужели кто-то сомневается в том, что я не справлюсь с тем, чтобы проследить, чтобы в классе моей внучки всё было нормально.
Вот с этого-то всё и началось. Зинаида Семёновна с первых секунд возненавидела молодого педагога и поставила для себя цель: сделать так, чтобы та уволилась, желательно, как можно быстрее. Другие родители пытались её вразумить, да толку никакого не было.
– Зинаида, – говорили ей. – Ну, подумай сама. Если нашу Марию Андреевну уволят сейчас, когда учебный год уже начался, то кого нам поставят вместо неё? Найти хорошего учителя в середине года совсем непросто…
– А мне какое дело, – огрызалась бабушка Насти, – пусть руководство школы решает проблему, или придётся подключиться мне.
– Да ведь и проблемы-то никакой нет, – пытались её вразумить.
– Это только пока. Помяните моё слово – только пока!
И ведь как в воду глядела. Не успел учебный год начаться, как пошло-поехало. Дети потеряли в раздевалке вещи – бабушка Насти тут как тут, бегом к завучу жаловаться: мол, это учительница недоглядела. Ученица стояла на крыльце и ждала маму – опять нарушение, педагог не имела права оставлять ребёнка одного без присмотра. И всё в таком духе. За сентябрь Зинаида Семёновна уже успела побывать у завуча раз пять. А что же будет дальше?
Дальше – больше. Конфликт достиг своего апогея в начале октября, когда бабушка Зина пришла забирать внучку из сада, а та встретила её в слезах из-за того, что её мобильный телефон куда-то пропал. Зинаида долго отчитывала учителя, а потом взяла, да и вызвала полицию. Прямо в школу. Те, конечно, приехали, но мобильный не нашли. Через пару дней выяснилось, что девочка просто забыла его дома под кроватью.
У Насти, вполне, кстати, милого и покладистого ребёнка начались проблемы с одноклассниками. Никто не хотел с ней дружить. Ещё бы – бабушка объяснила внучке, что не нужно на переменах играть в общие игры с остальными – у них грязные руки, мало ли какую заразу можно подцепить. От этого Настя сделалась ужасно плаксивой – вот буквально по любому поводу могла расплакаться. Но бабушка была начеку: подлетала к внучке и грозно спрашивала у напуганных детей: «Кто посмел обидеть мою Настю?».
Тут уже нервы родителей не выдержали – и они вызвали Зинаиду Семёновну на поединок, точнее, на серьёзный разговор. Ведь все любят своих детей и желают им исключительно добра.
***
Зинаида Семёновна в окружении десятка родителей и завуча Галины Петровны проследовала в свободный кабинет. Надо было её видеть. Жанна д’Арк – не иначе. Завуч попросила всех собравшихся немного подождать, а сама пошла за учителем.
Прошло несколько минут, за которые никто не проронил ни слова. Наконец, нервы одного папы не выдержали и он начал говорить:
– Зинаида Семёновна, мы, – он обвёл глазами родителей, – пригласили вас, чтобы со всей серьёзностью заявить. Требуем прекратить ежедневные нападки и оскорбления нашего уважаемого педагога. Нам она нравится, и другого учителя нам не нужно. А ещё прекратить нападки на детей – они-то чем вам не угодили?
– Против детей я ничего не имею, – сказала Зинаида. – Наоборот, я их защищаю. В классе установилась нездоровая атмосфера, и всё из-за нерадивого учителя. Это её недоработка, и больше ничья.
– Но позвольте, – не выдержала мама одной девочки. – А почему вы тогда считаете наших детей заразными и запрещаете своей Насте с ними играть? Это же возмутительно!
– Да, да, – вступили другие родители. – Если Вам что-то не нравится, то есть простой и понятный выход: переведите внучку в другой класс – и проблема решена.
– Правильно! Или на семейное обучение. Хватит портить всем жизнь!
– И, кстати, – вступила в разговор одна мама, – почему именно вы решаете вопросы, связанные с воспитанием внучки. У вас нет таких полномочий. Только родители могут это решать. Вот вы так яростно якобы защищаете закон, а сами же его нарушаете.
– У меня есть нотариально заверенная доверенность от родителей. Всё по закону.
– Да хоть бумага от Папы Римского! – не выдержал чей-то отец. – Если нападки не прекратятся, дети объявят вашей внучке бойкот. А на вас мы натравим опеку! Пусть разбираются.
Все переглянулись. Тут вернулась завуч и произнесла скучную речь на тему: «Давайте жить дружно», но никто её особо не слушал. Разговор получился пустым. Вместе с завучем пришла и Мария Андреевна, учительница. Она сказала, что класс ей достался просто замечательный, и она сделает всё для того, чтобы в их коллективе царили мир и взаимоуважение. Потом Мария Андреевна обратилась к Зинаиде с просьбой дать слово перед всеми, что она не будет столь бесцеремонно вмешиваться в учебный процесс, ведь, в конечном счете, от этого страдают дети, а это недопустимо.
Зинаида Семёновна ничего не хотела обещать, но тут родители со всех сторон на неё налетели: кто с угрозами, кто с увещеваниями. В общем, пришлось ей кивнуть: мол, ладно, попробую.
После этого все начали потихоньку расходиться. Было около шести часов вечера, и уже почти стемнело. Зинаида Семёновна забежала в магазин, чтобы купить внучке фруктов. Когда вышла, поняла, что стало совсем темно. Да ещё этот противный дождь никак не унимался. Она поспешила домой. Вдруг слышит: мяуканье! Откуда-то из-за деревьев, точнее не разобрать в темноте. Да такое жалобное мяуканье, что сердце начинает щемить. А вокруг бегут люди, и все мимо. Никому нет дела до маленького котёнка. Зинаида Семёновна была знатной кошатницей – у самой дома жил роскошный «перс» по кличке Принц. Нет, она не может пройти мимо маленького беззащитного котёнка и не помочь ему. Пошла в темноту на звук. Мяуканье всё не затихало. Дошла до дерева. Видит - точно, котёнок. Маленький такой. Он каким-то образом забрался на высокую ветку, а спуститься уже не смог. Как тут быть?
Зинаида Семёновна кинулась к проходящему мимо мужчине, попросила помочь. Тот только рукой махнул, видимо, спешил по делам. Что же делать? Вдруг видит: к дереву подошла женщина. Должно быть, она тоже услышала мяуканье и решила выяснить, в чём дело. Зинаида Семёновна обрадовалась, и вернулась к дереву. Вдруг смотрит: так это же Мария Андреевна, учительница. Та узнала бабушку Насти и испуганно на неё взглянула. Но потом, вспомнив про котёнка, решительно сказала.
– Котёнок на дереве застрял, нужно помочь. Подержите мою сумку? – обратилась она к Зинаиде Семёновне.
Та, не говоря ни слова, просто вязала сумку в руки.
Тем временем, Мария Андреевна весьма ловко подтянулась на нижней ветке, ухватилась за верхнюю, потом ещё за одну, и ещё, и ещё. Не прошло и пяти минут, как она благополучно очутилась на земле, да не одна, а с котёнком. Тот был еле живой от перенесённого страха.
Зинаида Семёновна недоверчиво на неё посмотрела:
– Неужели теперь в педагогических институтах учат лазать по деревьям? Подумать только! – и даже как будто улыбнулась.
– Нас и не такому учат, – засмеялась учительница.
Котёнка Мария вязла к себе и назвала Васькой. Через пару месяцев он превратился в отличного раскормленного кота.
А Зинаида Семёновна стала вести себя немного потише. По крайней мере, в школе уже не скандалила по любому поводу и без. Свою кипучую энергию она направила на дворников, плохо чистящих снег, и вообще всяких нерадивых коммунальщиков. А про Марию Андреевну – больше ни звука.
Родители класса, наверно, думали, что это исключительно их заслуга: так хорошо тогда поговорили, всё объяснили человеку – и вот результат. Учительница же думала, что всё в этой жизни неслучайно. Иногда даже маленький котёнок может многое изменить. А кот Васька ни о чём не думал: жил себе да радовался, ведь теперь у него появился дом.
---
Автор рассказа: Юлия Кон
---
Танюха
В славные десятые годы свезло мне устроиться на работу в один из продуктовых магазинов, коих в каждом городишке полно. В провинции оно как? Так, как говаривали Ильф и Петров: рождаются, бреются и умирают. Они забыли главное: едят. Едят много, сытно, не всегда изысканно, но очень вкусно, по-домашнему. При заводе собственная столовая с вкусной едой: в борще ложка стоит, а пельмени по-прежнему выдают с обязательным стаканом сметаны. Именно, стаканом, и никак иначе. Так вкуснее и калорийнее, и чихать местные повара хотели на всякие новомодные диеты и это самое «ПП»!
При каждом продуктовом магазине есть своя кулинария. Выпечка, винегрет, голубцы и отбивные – все, как в кулинарии и положено. Я, безработная на тот момент, разрывающаяся между вакансией журналиста местной газеты и диспетчера дорожной конторы, взяла временный тайм-аут и устроилась в кулинарию помощником повара.
Почему? Объясняю: в газете нужно было подождать, пока сотрудница уйдет в декретный отпуск. А в дорожном управлении я ждала, пока диспетчер уйдет на заслуженный пенсионный отдых. Ждать хорошо, но деньги нужны были именно сейчас – на руках – больная мама, и все, кто это пережил, знают, сколько денег нужно, чтобы человек, хоть и безнадежно больной, но был ухожен, чист и уходил из этого мира по-человечески, в заботе и любви.
Вечерами я мыла полы в пожарной части. Днем бегала к матери в больницу. А с утра крутила на огромной, промышленной мясорубке мясо на фарш, потом мариновала в чане куриц. Мне выдали какой-то красный порошок. Я должна была обваливать цып в этом порошке, а потом жарить на гриле. Аромат божественный. Вкус – тоже. Все потому, что шеф нашей кухни «доработала», «довела» приправу до ума. В промышленную мясорубку забрасывалось пять голов чеснока, прямо в шкурке, три лимона целиком. И все это перемешивалось с порошком. Потому и выходили птички из гриля, прекрасные на вид и обалденные, мягкие, пикантные и не слишком острые на вкус.
Народ в наш магазин валил валом. И не только за курицей, но и за самыми вкусными в мире пирогами. Это не пироги, а шедевры просто! Откусишь от такого пирога и плывешь в нирване – тесто пушистое, тает во рту, а начинка рождает новый взрыв удовольствия: всегда нежная, свежая, мастерски приготовленная, будь это капуста или мясо, яйца или рыба… Сам так не сделаешь, как делалось руками нашей шефини, малюсенькой и кругленькой тетечки, Татьяны Ивановны Поваровой!
Татьяну Ивановну я знала с детства: она была поваром в моей родной средней школе. Естественно, шеф-поваром. Ой… Как повезло нам, ученикам той школы: мы никогда в жизни не скажем про слипшиеся макароны и серые, склизкие котлеты. Мы питались так, как шейхи не питались! Банальный витаминный салат из капусты аппетитно хрустел на зубах, и во рту разливалось кисло-сладкое блаженство, блаженство яркости осенних овощей, свежести и бодрости!
Ее котлеты, с хрустящей корочкой, прижаристые снаружи, сочные внутри, хотелось взять с собой, чтобы слопать во время прогулки. И булочку с изюмом хотелось прихватить. Эти булочки мне до сих пор сняться в сладких, слюнявых снах. Вкуснее столовских школьных булочек я не едала!
Сколько же я от мамы получала пней за вечно жирный кармашек школьного фартука! Мама заставляла меня лично отстирывать это безобразие, и я, стирая, бубнила с обидой, мол, нафига тогда вообще нужны фартуки, да еще и с кармашками? Именно, для котлет, для чего еще? Чего орать-то на ребенка?