Найти тему

Как появились «Байки из склепа», или история трех знаменитых хоррор-комиксов

1950-е годы в Америке оказались крайне плодородными для жанра хоррор-комиксов. Публику развлекали сразу три периодических издания: «The Vault of Horror», «The Haunt of Fear» и, конечно же, великие «Байки из склепа», «Tales from the Crypt».

Все три издания были придуманы двумя людьми - Уильямом Гейнсом и Элом Фелдштейном. При создании историй для каждого выпуска авторы вдохновлялись классическими произведениями жанра ужасы, будь то книги Эдгара По и Говарда Лавкрафта, или классические хоррор-фильмы вроде знаменитой «Тайны музея восковых фигур» Майкла Кертиса.

Особый успех журналам принес хитрый нарративный прием: у изданий имелись три «рассказчика», которые, по сюжету, делились с читателями причудливыми и жуткими историями. Роли рассказчиков выполняли Хранитель (Vault-Keeper), Хранитель Склепа (Crypt-Keeper) и Старая Ведьма (Old Witch). Герои знали о существовании друг друга и даже соперничали и спорили между собой.

Наверху: Хранитель Склепа. Внизу слева направо: Старая ведьма и Хранитель.
Наверху: Хранитель Склепа. Внизу слева направо: Старая ведьма и Хранитель.

Особенно интересным форматом был вопрос-ответ, где читатели могли напрямую провзаимодействовать с одним из рассказчиков. Юные любители ужасов часто писали письма в редакцию.

Читатель: «Дорогой Хранитель. Мне очень понравились твои пугающие истории. Я прочел только один выпуск "Хранилища", но точно знаю, что скоро куплю остальные. Это лучший комикс их всех, что я читал. Я не лучший художник в мире, но тем не менее я нарисовал картинку, надеюсь, тебе она понравится». Хранитель: «Мне нравится! Мне нравится! От острого ума... острые ножи!»
Читатель: «Дорогой Хранитель. Мне очень понравились твои пугающие истории. Я прочел только один выпуск "Хранилища", но точно знаю, что скоро куплю остальные. Это лучший комикс их всех, что я читал. Я не лучший художник в мире, но тем не менее я нарисовал картинку, надеюсь, тебе она понравится». Хранитель: «Мне нравится! Мне нравится! От острого ума... острые ножи!»

К сожалению, отличные сюжеты и прекрасная работа художников не смогли спасти комиксы от увядания. На издания напали обеспокоенные родители и учителя, усмотревшие в них провокацию насилия и неграмотности среди несовершеннолетних. В апреле и июне 1954 года широко разрекламированные слушания подкомитета Конгресса о влиянии комиксов на детей потрясли индустрию. Из-за этих событий, авторы комиксов были вынуждены отменить периодический выход изданий, а также отказаться от двух сопутствующих фильмов ужасов.

-4

Однако, в 1995 и 1996 соответственно фильмы «Байки из склепа: демон ночи» (реж. Эрнест Дикерсон и Гилберт Адлер) и «Байки из склепа: кровавый бордель» (реж. Гилберт Адлер) все же вышли в свет. А сценарий «Кровавого борделя» и вовсе писали такие знаменитые режиссеры как Роберт Земекис и Боб Гейл. Несмотря на сложную историю и грустное закрытие комиксов, сейчас эти фильмы по их мотивам заслуженно считаются классикой несерьезных ужасов.