Фантастический роман «Солярис» Станислава Лема, пожалуй, можно считать не только пиком карьеры и творчества самого автора, но и лучшим произведением в СССР среди советских фантастов вообще. Невероятный сюжет, рассказывающий о Крисе Кельвине, прибывшем на космическую станцию «Солярис» для исследования одноименной планеты и о его бывшей, трагически ушедшей из жизни возлюбленной Хари, настолько впечатлил читателей и критиков-публицистов (и до сих пор впечатляет), что книга была переведена на более чем тридцать языков!
Экранизация же Андрея Тарковского 1972 года, о которой пойдет речь, стала даже популярнее оригинального романа, как не странно, особенно за рубежом: картина получила четыре приза на Каннском кинофестивале и стала основой для множества современных научно-фантастических фильмов. Хотя сам процесс съемок прошел совсем не легко: то запретная любовь между актерами, то проблемы с декорациями… Давайте же вспомним несколько самых интересных таких историй – возможно, после них Вам захочется пересмотреть картину снова.
Долгая работа над сценарием
На самом деле, основной проблемой при создании фильма, как ни странно, был сам Станислав Лем, автор книги. Он считал, к 1972 как в СССР, так и в мире вообще не было создано ни одного хорошего научно-фантастического фильма, и был уверен, что проект Тарковского таким не станет. Больше всего писателя раздражало переключение кинофильма с науки и той самой напряженной, тягучей атмосферы книги на «ненужную любовь в космосе»; наверное, поэтому он и продержал картину на этапе пре-производства целых пять лет, постоянно отклоняя новые и новые версии сценария по причине несоответствия с наукой.
Тогда Мосфильм, желая поскорее решить конфликт режиссера и литератора, пригласил для консультации стороннего эксперта, астронома Иосифа Шкловского, который сообщил, что в картине никаких фактических, научных ошибок нет – и сценарий одобрили. Лему, кстати, «Солярис» Тарковского так и не понравился: ему казалось (как и многим критикам), что история из изначальной превратилась во что-то вроде «Преступления и наказания» Достоевского; основная идея и проблема сместилась с общения с живой планетой и чем-то неизведанным на угрызения совести Криса Кельвина насчет Хари. Да и сам Океан вообще не был показан…
Декорации и маленький бюджет
…по причине крайне небольшого бюджета фильма. Тарковский снимал «Солярис» сразу после «Андрея Рублева», хорошего, но финансово не слишком успешного проекта. Да и изначально снимать полномасштабную фантастику не планировалось – режиссер (что и не нравилось Лему) хотел сделать и сделал фильм камерным, добавив туда несколько новых персонажей, например, родителей Кельвина, тем самым добавив еще больше эмоций и противоречивых чувств.
Поэтому и декорации, соответственно, были просты и недороги: Океан, живую планету, сделали в обычном тазу, куда налили и размешали смесь из кусочков фольги, краски, растворителя и так далее. На низ тазика положили светодиодную ленту, которая и давала загадочный эффект живого, непонятного, мягко светящегося существа, управляющего людскими умами.
Любовь на съемках
Ну и, конечно, как же без любовных историй за кадром. В этот раз все случилось между тогда 22-летней Натальей Сергеевной Бондарчук, которая сыграла Хари, и самим Тарковским. Отношения продлились недолго, но их прекращение было все равно сложным: оба были женаты, но режиссер остался со своей супругой, а Бондарчук в итоге развелась с ее мужем, Элизбаром Караваевым. Интересно, что на месте Бондарчук в картине могли бы быть Анастасия Вертинская или шведская актриса Андерсон – но роль получила именно она, может быть, как раз из-за возникшей любви.
Хоть Станиславу Лему «Солярис» 1972 года и не нравится, все-таки подавляющее большинство киноведом и зрителей считают его величайшим шедевром искусства. «Солярис» даже внесен в список 100 лучших фантастических картин – так что, если Вы еще не смотрели его, определенно стоит.