Пуэрто-Ордаз мы покидаем с легким сердцем и надеждой на лучшее – впереди 700 километров по венесуэльским «дорогам», вы еще увидите это девятое чудо света (восьмое — Рорайма).
И автомобили 🚗 для пути на Рорайму год от года становятся все брутальнее. Года четыре назад на этом пути мы таки убили почти неубиваемую Тойоту Хайлюкс. Теперь же – почти вечный круизер без срока давности, с подвеской для испытаний позвоночника дорогами Венесуэлы.
Мы же начинаем испытания желудка нашего смелого естествоиспытателя новыми, незнакомыми ему 🍈 фруктами. Мы, конечно, те еще дегустаторы, поэтому термины в описании вкуса фрукта «Помалака» могут отличаться от принятых в профессиональной среде. Тем это и ценно, что честно и без изысков😉.
Мы проезжаем мимо гигантской гидроэлектростанции, которая снабжает экологически чистой электроэнергией не только добрую часть Венесуэлы, но и север Бразилии.
☝️Это третье по масштабам такое сооружение в мире. А еще проезжаем многокилометровую очередь за халявным бензином.
Буквально пару лет назад литр бензина на любой заправке стоил один боливар. Это примерно 0,0001 копейки по курсу 2019 года. Или еще меньше. Эта цена, установленная еще в старые времена Уго Чавесом, не менялась до 2020 года. Даже когда гиперинфляция уронила курс боливара в тысячи раз, бензин упорно стоил 1 боливар за литр!
Пока в Венесуэле не начались проблемы с бензином. Как раз в начале ковидных времен, в 2020, местные нефтеперерабатывающие заводы стали массово выходить из строя – из-за санкций США химикаты, необходимые для перегонки тяжелой венесуэльской нефти на построенных еще американцами заводах, не поставлялись, а попытки нахимичить по местному завершились фиаско, заводы встали.
И в стране буквально исчез бензин, его выдавали по талонам, по 20 литров в неделю на руки, а на черном рынке цена взлетела до 5 (!) долларов за литр. Для венесуэльцев, привыкших к бесплатному социалистическому бензину, 🤔 это было немыслимо. И только ковидный локдаун смягчал как-то нехватку – все равно ездить было некуда и нельзя.
Бензин завозили из Ирана, каждый танкер встречали как манну небесную. Из-за такого жесткого дефицита от наследия Чавеса пришлось отказаться – ввели коммерческую цену на бензин размером 0,5 доллара за литр, хотя и по такой цене его на континенте не было.
Потом НПЗ все же перенастроили, они заработали, и «коммерческий» бензин стал появляться. Но не везде. А бесплатный бензин остался – его все так же выдают по талонам, и стоять за ним приходится не одни сутки.
😎Вот такая вот история, от которой остались теплые воспоминания об утерянном рае для многолитровых прожорливых двигателей старых кадиллаков. Они, кстати, тоже стали исчезать с дорог Венесуэлы – слишком дорого стало их кормить.
А мы всегда берем с собой в дорогу по континенту сотню литров бензина в запасе.
Продолжение следует….