Найти в Дзене
Крымская газета

День военного моряка-гидрографа: как в Крыму работают маяки

Фото: Владимир Пасякин
Фото: Владимир Пасякин

13 октября моряки Черноморского флота отмечают День военного моряка-гидрографа. Гидрографическая служба ЧФ с самого начала специальной военной операции участвует в ней самым активным образом.

Они детально изучают район боевых действий, делают уточняющие промеры глубин, вместе с командованием флота определяют места подхода кораблей и высадочных средств к побережью. Они снабжают моряков и десантников подробными картами различного масштабирования, обеспечивают навигационную безопасность, отслеживают всю обстановку на побережье и в близлежащей акватории не только с помощью зрительных, но и продвинутых радиотехнических средств. В их ведении находятся экспедиционный отряд, гидрографические суда которого работают на всех широтах Мирового океана, все маяки Крыма и Кавказского побережья, десятки навигационных и створных знаков, сотни больших и малых буев и много чего еще.

Большую работу проводят гидрографические катера разных модификаций, которыми был оснащен флот после 2014 года. Сегодня не только моряки, но даже обычные автомобилисты не могут обходиться без GPS-навигатора – устройства, которое получает сигналы глобальной системы позиционирования с целью определения текущего местоположения устройства на Земле. Но миллионы устройств GPS могут оказаться бесполезными в случае отключения спутникового обеспечения или вывода из строя орбитальных спутников. И как тогда будут ориентироваться корабли и суда? Это будет всеобъемлющая беда. Но на Черноморском флоте его корабли, суда и катера не «ослепнут» и смогут с высокой точностью определять свои координаты в отличие от иностранных кораблей и судов, а значит, выполнять поставленные задачи. Для этого существует радионавигационная система «Марс-75», которую вместе с маяками несколько лет всячески пытались "прихватизировать"  ВСУ, включая даже силовые приемы. Но черноморцы удержали от силового захвата и маяки и «Марс-75», используя для этого малые и мобильные группы морских пехотинцев ЧФ, которые в течение многих месяцев в условиях оторванности от основного места базирования бригады морпехов осуществляли надежную охрану стратегически важных объектов, отбивали все атаки на эти маленькие российские «гарнизоны». Названные объекты не дадут «ослепнуть» нашим кораблям и судам, если вдруг будут уничтожены спутники, которые питают информацией глобальную систему GPS.

Все маяки Крыма функционируют ныне в особых режимах. Это означает, что корабли и суда Черноморского флота получают информацию от маяков только в нужное время и с характеристиками сигналов, недоступных противнику.

Уверенно справляются с поставленными задачами коллективы маячников на мысах Сарыч, Херсонес, Тарханкут, в Заозерном, Ай-Тодорский и другие.

Благодаря начальнику гидрографической службы ЧФ капитану 1 ранга Владимиру Афанютину я смог побывать на Евпаторийском маяке – важном объекте гидрографического района, где начальником капитан 2 ранга Павел Сурядов.

ПО ПРЕДЛОЖЕНИЮ ГЛАВНОГО КОМАНДИРА ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА

…Вместе с начальником Евпаторийского маяка майором запаса Вадимом Астафьевым подходим к высоченной башне и, войдя внутрь сооружения, медленно поднимаемся вверх по стальным ступеням крутого трапа.

Фото: Владимир Пасякин
Фото: Владимир Пасякин

4 мая 1803 года Адмиралтейств-коллегия по предложению главного командира Черноморского флота и портов приняла решение о строительстве в Кезлеве (прежнее название Евпатории) каменного дневного маяка. Отсутствие огней ночью сильно ограничивало мореплавание. К середине XIX века здесь был самый высокий процент кораблекрушений на Черном море. В 1859 году Евпаторийское общество пароходства и торговли обратилось к командованию Черноморского флота с просьбой построить на берегу залива световой маяк.

1 августа 1861 года первый железный световой маяк на Черном море стал действовать. Он светил постоянным белым огнем с проблесками через каждую минуту. Высота огня над уровнем моря составляла 16 м, а от основания башни – 14 м, дальность видимости огня достигала 8,3 мили. С 1 января 1863 года, чтобы отличить огонь Евпаторийского маяка от Херсонесского, характеристику его изменили – он стал постоянным с белыми и красными проблесками. По этой характеристике, записанной в лоции, моряки узнавали берег Евпатории.

В 1877 году началась русско-турецкая война, и стало не до переустройства маяков. Турки в первые же дни войны обстреляли город с кораблей, но при этом ни единого выстрела не дали в сторону маяка, который был расположен к их эскадре ближе, чем городские объекты. Турецкие моряки не посмели совершить святотатство – разрушить маяк! Таким великодушием и благоразумием много позже пренебрегли фашистские войска в годы Второй мировой войны.

В 30-х годах XX века на башне установили радиомаяк, а перед началом Великой Отечественной войны нижнюю часть обветшавшей железной башни облицевали кирпичом. Во время войны маяк часто попадал под обстрелы. Маячники ремонтировали его и продолжали поддерживать работу в так называемом манипулируемом режиме – то есть включали по мере надобности, давая ориентир нашим кораблям и другим важным плавсредствам.

Когда поступила команда покинуть маяк, с него сняли оптику и другое ценное обору-дование, чтобы эвакуировать в Севастополь. В 1955 году рядом с полуразрушенной башней маяка возвели новую, из кирпича, высотой 20,8 метра. Дальность действия огня увеличилась до 13 миль. Затем построили техническое здание с автономной дизельной электростанцией, установили круговой радиомаяк. Восстановительными работами после войны руководил начальник маяка Григорий Васильевич Антипов.

Фото: Владимир Пасякин
Фото: Владимир Пасякин

ИЗ МОНОЛИТНОГО ЖЕЛЕЗОБЕТОНА

Город и поселок Заозерный разрастались, все больше новых зданий поднималось вокруг маяка, все труднее становилось различать его свет с моря. В 1970 году военными строителями по типовому проекту была выстроена новая башня высотой 52 метра из монолитного железобетона в специальной металлической опалубке.

В настоящее время это самая высокая маячная башня на побережье Черного моря. Она имеет форму усеченной пирамиды, на верхней площадке которой установлено восьмигранное фонарное сооружение нового типа диаметром 3 метра, остекленное полированными зеркальными стеклами. Внутри фонарного сооружения установили новый современный светооптический электрический аппарат ЭМВ-930 с белым групповым проблесковым огнем, обеспечивающий дальность видимости огня около 20 миль.

ДРУЖНАЯ КОМАНДА

Инженер маяка Юрий Пимоненко. По сути дела – правая рука начальника маяка. Должен все знать и все уметь. Когда начальник маяка в отпуске, отъезде или командировке, именно он возглавляет коллектив.

– Юрий Юрьевич тот человек, в котором я не сомневаюсь, – говорит Вадим Астафьев, – надежный, ответственный, компетентный. Ранее работал в навигационной системе «Марс». За все годы ни разу не подвел меня. Но, пожалуй, самым опытным в нашем коллективе является электромеханик – Михаил Перебасов. На маяке Михаил Михайлович трудится с 1975 года. То есть без малого полвека. На нем лежит громадная ответственность, он следит за бесперебойным обеспечением электрическим питанием не только маяка, но и всего маячного городка. В его заведовании как стандартные электрические сети общего пользования, так и резервные – от дизель-генераторов. Я за ним, как за каменной стеной. Он трудится в тесном контакте с техником маяка Сергеем Басовым, который на маяке с 2006 года, в прошлом работником МВД, человеком собранным, дисциплинированным, исполнительным, и механиком Игорем Леонтьевым, маячный стаж которого пока три года.

Вернемся, однако, к истории. Новый, 52-метровый маяк начал действовать 9 июня 1970 года.

– В 1976 году на нем установили радиомаяк КРМ-100, – продолжает Вадим Астафьев, – в 1985 году его заменили на КРМ-300, для антенн которого смонтировали новые 50-метровые мачты, что позволило расширить зону приема наших радиосигналов. Теперь они надежно принимаются радиопеленгаторами кораблей и судов во всем северо-западном районе Черного моря. Ну а яркий белый огонь нашего маяка после недавних преобразований виден на дальности в 45 километров. На маяке есть резервные дизель-агрегаты, радиосвязь, телефон. Дорога, связывающая маяк с городом, асфальтирована. Впервые в практике маячного строи тельства на Черном море здесь в 1972–1974 годах при активном участии начальника маяка, ветерана гидрографической службы Михаила Дмитриевича Слепцова был построен трехэтажный 12-квартирный жилой дом со всеми удобствами. В память о реконструкции маяка установлена мемориальная доска. Их здесь несколько. И они отражают вехи развития отечественного маячного дела. Одна из них, основополагающая, гласит: «Министерство обороны СССР. Гидрография КЧФ. Евпаторийский маяк основан в 1861 году».

Вот уже более полутора веков его огонь работает во благо мореплавателей многих стран. Недаром маяки называют святыней морей. И даже на сегодняшний день, когда Всемирная паутина окутала или опутала нашу планету и предоставляет большие информационные возможности, без маяков нет безопасного мореплавания. И лучше всего это знают моряки. Как военные, так и гражданские. Особенно, если попадают в экстремальную ситуацию. Тогда маяки становятся для них светом и голосом надежды. Надежды на спасение.

Владимир ПАСЯКИН