Найти в Дзене

Аничков мост в Санкт-Петербурге

Аничков мост когда-то был разводным для того, чтобы пропускать по реке Фонтанке (в те времена Безымянному Ерику) суда. Но была и еще дополнительная функция у этого разводного механизма: створки переправы поднимали на ночь, чтобы из ближайших лесов в город не могли забраться волки.

Когда у этого моста проходила граница города и здесь же находился пограничный пункт. Здесь на пограничной заставе проверяли документы и брали плату за въезд в город. Можно было оплатить деньгами, а можно булыжниками, которыми мостили дороги.

фото автора
фото автора

Кони Аничкова моста

Коней скульптора Петра Карловича Клодта сначала планировали установить на набережной Невы напротив академии художеств, но передумали, вместо них установили сфинксов.

Отлитые бронзовые скульптуры коней поместили с с западной стороны Аничкова моста, ближе к Адмиралтейству. С восточной стороны поместили их копии из гипса, которые планировали заменить на бронзовые.

Петр Клодт отливал скульптуры коней из бронзы, но царь-император постоянно их кому-то дарил:

  • В 1842 году по приказу Николая I скульптуры отправили в подарок прусскому королю Фридриху Вильгельму IV . Они и сейчас находятся у ворот Королевского дворца в Берлине
  • В 1844 году заново отливают коней и устанавливают на мосту, но через 2 года они уезжают в подарок королю Сицилии Фердинанду II в знак благодарности за гостеприимство во время путешествия по Италии императрицы. Сейчас эти скульптуры находятся перед Королевским дворцом в Неаполе.
  • Следующие очередные скульптурные группы коней устанавливают у Дворцового павильона Бельведер в Луговом парке Петергофа, но во время Великой Отечественной войны они безвозвратно исчезли.
  • Кони стали также украшением дворцово-паркового ансамбля князя Алексея Федоровича Орлова в Стрельне. Во время войны скульптуры из Орловского парка были похищены фашистами.
  • В усадьбе Голицыных в Кузьминском парке кони были установлены у Конного Двора перед Музыкальным павильоном и сохранились до наших дней.

Говорят, что при торжественном открытии скульптурных композиций Николай I хлопнул скульптора по плечу и сказал: «Ну Клодт, ты лошадей делаешь лучше, чем жеребец».