Найти в Дзене

Итальянская эстрада конца 20 века. Часть 2. Самые популярные исполнители.

Оглавление
Мина и Лучо Баттисти
Мина и Лучо Баттисти

В предыдущей части статьи я с цифрами в руках доказал, что Адриано Челентано в 70-80-е годы был настоящей звездой поп-музыки на родине, но в когорту самых любимых исполнителей все-таки не входил.

Тото Кутуньо, Аль Бано и прочие хорошо известные нам Пупо и Фольи были в Италии исполнителями – «однодневками», которые смогли продержаться вблизи музыкального Олимпа всего лишь пару-тройку лет (на сам Олимп они так и не поднялись). Но тогда кому отдавали предпочтение итальянцы в конце 20 столетия?...

Может быть, все верхние строчки тамошних хит-парадов занимали зарубежные звезды: разнообразные «Пинк Флойды», Полы Маккартни и Иосифы Кобзоны?... Насчет последнего я, разумеется, пошутил, но и пластинки реальных мировых звезд отнюдь не теснили доморощенных исполнителей в итальянских чартах.

Иногда самые популярные пластинки США и Британии занимали 5-7 мест в Топ-20 итальянского хит-парада, но были годы, когда их число доходило до 11-12. В общем и целом за последние три десятилетия 20 века сохранялся примерный паритет между альбомами местных и зарубежных звезд, но чаще на самых верхних позициях чартов оказывались все-таки итальянцы.

Самое поразительное в том, что почти все самые популярные итальянские исполнители в СССР/России практически неизвестны.

Суперзвезды итальянской эстрады: А.Вендитти (слева) с женой - актрисой Симоной Иццо, Франческо де Грегори и Риккардо Коччанте
Суперзвезды итальянской эстрады: А.Вендитти (слева) с женой - актрисой Симоной Иццо, Франческо де Грегори и Риккардо Коччанте

Когда я пробежался по вершинам альбомных чартов на сайте Hit Parade Italia, в голове у меня была одна мысль: боже! кто все эти люди?!... Лишь немногие оказались мне знакомы по именам и только один (кроме Челентано) был известен достаточно хорошо – его зовут Умберто Тоцци.

В позднем СССР его знали по нескольким большим хитам («Tu», «Ti amo», «Gloria»), два из которых были выпущены на сборной пластинке «Лучшие итальянские песни 1982 года», но не уверен, что все помнили его имя, поскольку Тоцци не особенно рекламировали по ТВ.

Попробую огласить сразу полный список главных итальянских звезд конца 20 столетия (есть у россиян такая традиция – им всегда нужен весь список…).

Лучо Баттисти и Мина
Лучо Баттисти и Мина

В 70-е годы на итальянской эстраде царили Лучо Баттисти, Мина и Клаудио Бальони.

Пластинки этих исполнителей на протяжении всего десятилетия пользовались повышенным спросом на Апеннинах. За этой тройкой следуют Фабрицио де Андре, группа Pooh, Риккардо Коччанте, Франческо Де Грегори и Орнелла Ванони. Нельзя не упомянуть, что итальянцы ценили в то время и хорошо известного у нас Фаусто Папетти, но моя статья о поющих исполнителях.

Адриано с Миной
Адриано с Миной

Уровень популярности нашего главного итальянца – Челентано в тот период можно сравнить с популярностью Орнеллы Ванони. Иными словами – он был в Топ-10, но ближе к концу этого условного списка.

В конце 70-х на итальянской сцене появляются новые звезды: Лучо Далла, Ренато Дзеро, Антонелло Вендитти, Эдоардо Беннато, Умберто Тоцци.

Самые популярные исполнители 80-х - Клаудио Бальони, Лучо Далла, Антонелло Вендитти и Васко Росси.

-5

Несколько меньшие тиражи альбомов были у Риккардо Коччанте, Лучо Баттисти, Эдоардо Беннато, Франческо Де Грегори и Ренато Дзеро.

Сохраняли умеренную популярность Мина и Челентано, а вот Умберто Тоцци выпал из обоймы. В начале десятилетия итальянцы сильно полюбили интеллигентного Франко Баттиато и чуть меньше Пино Даниеле, но на самой вершине оба продержались недолго.

Во второй половине десятилетия на Апеннинах появились новые звездные имена среди молодых исполнителей: Эрос Рамаццотти, Джанна Наннини и Дзуккеро.

Эрос Рамаццотти и Джованотти
Эрос Рамаццотти и Джованотти

В 90-е особых изменений на вершине музыкального Олимпа не произошло: королями поп-сцены оставались Эрос Рамаццотти, Дзуккеро, Васко Росси и Пино Даниэле, к которым присоединился молодой рэпер Джованотти.

По-прежнему был популярен Лучо Далла, но он крайне редко выпускал альбомы. Антонелло Вендитти всю первую половину 90-х был на коне, но к Миллениуму явно сдал. В начале 90-х на несколько лет всплыл из забвения Умберто Тоцци и опять ушел в никуда. Эдоардо Беннато по неясной науке причине утратил интерес публики.

Достаточно популярными все последнее десятилетие 20 столетия были Мина, Франческо Де Грегори, Клаудио Бальони и Франко Баттиато. В начале десятилетия произвел фурор Лука Карбони, но быстро вышел в тираж.

-7

Почти все 90-е казалось, что итальянцы совсем забыли про нашего Адриано, но за несколько месяцев до Миллениума они неожиданно вспомнили про Челентано: старик еще жив?... Ладно, так и быть, послушаем его новый диск… И не только внимательно прослушали его новый компакт, но и полюбили пожилого шоумена. В результате начало нового тысячелетия сложилось для Челентано очень удачно, но это уже другая история.

Итак, если вы жили в позднем СССР, то, наверное, согласитесь со мной, что всего несколько из перечисленных мной имен были на слуху: упоминавшийся ранее Умберто Тоцци, а также Рамаццотти и Дзуккеро. Но последние двое стали известны уже после перестройки, а известность Эроса, как мне кажется, больше пришлась на начало 90-х, когда СССР уже приказал долго жить.

Ренато Дзеро
Ренато Дзеро

Все остальные главные итальянские звезды – это терра инкогнита для советского человека. Несмотря на то, что многих мы изредка видели на экранах телевизоров, а иногда слышали их песни по радио (Ванони, Мина, Беннато, Вендитти, Де Грегори, Дзеро, Росси, Даниэле), вряд ли я ошибусь, если скажу от имени несуществующего советского народа: этих ребят и девчат мы не знали!

О том, что почти все эти имена мало что говорят российскому слушателю, можно уверенно судить по статьям в русскоязычной Википедии. Челентано посвящена чрезвычайно подробная и обстоятельная статья. Страницы об Орнелле Ванони, Франческо де Грегори, Риккардо Коччанте, Клаудио Бальони, Лучо Баттисти и группе Pooh состоят всего из нескольких строк. Напротив, если посмотреть статьи об этих исполнителях в итальянской Вики, то мы обнаружим, что почти у всех они не меньшего объема, чем в нашей Википедии об Адриано.

Почему самые популярные итальянские исполнители нам незнакомы?

Лучо Далла и Франческо Де Грегори
Лучо Далла и Франческо Де Грегори

Ответить на вопрос, вынесенный в подзаголовок, достаточно легко, если самому ознакомиться с их творчеством. Я потратил на это некоторое количество своего времени и могу точно сказать, почему среди звезд итальянской поп-музыки оказалось так много неизвестных мне имен.

Большинство из перечисленных мной «незнакомцев» не стали, да и не могли стать популярными в Советском Союзе в 70-80-е годы потому, что их репертуар, в основном, состоял из песен, в которых отсутствовали красивые мелодии, что резко контрастировало с творчеством Челентано, Кутуньо, Пупо и других артистов, популярных в СССР.

Больше того. Даже при отсутствии запоминающейся мелодии в песне, сразу вызывающей интерес слушателя, исполнитель может заинтересовать публику своим исполнением. Талантливые певцы из ничем не примечательной композиции способны сделать нечто особенное. Многим итальянским звездам и здесь похвастать нечем.

Дело в том, что значительная их часть исполняли песни в такой манере, которая напоминает читку стихов под аккомпанемент или нечто среднее между читкой и классическим пением (когда основная история рассказывается речитативом, а припев поется).

К таким исполнителям относились Фабрицио Де Андре, Франческо Де Грегори, Лучо Далла, Франко Баттиато, Антонелло Вендитти, с оговорками - Лучо Баттисти и Риккардо Коччанте.

Неудивительно, что часто при прослушивании очередной итальянской звезды я вспоминал про наших исполнителей с гитарами, которые в Советском Союзе объединялись в клубы самодеятельной песни (КСП) – этих парней часто называли странным словом «бард». В точном значении этого слова, бард – тот, кто поет собственные песни, но у нас к ним относили любых исполнителей, певших под гитару песни у костра в походах, на квартирах и изредка на любительских фестивалях.

Из советской бардовской среды вышел Владимир Высоцкий и еще несколько известных авторов-исполнителей, которые воспринимались как альтернатива профессиональной советской эстраде. В Италии происходили сходные процессы с одним существенным отличием – тамошние барды были составной частью профессиональной популярной музыки.

Как утверждается, однажды на концерт Пино Даниеле в Неаполе собралось около 200 тысяч человек! А ведь Пино – это типичный автор-исполнитель, чье пение по нашим понятиям было бы уместно возле костра в туристическом походе (когда все уже изрядно выпили и не обращают внимания на мастерство исполнителя), но никак не на профессиональной сцене.

Подобное творчество исполнителей из Италии, напоминающее песни наших бардов, я условно назвал «итальянским шансоном».

Далее я кратко расскажу о некоторых фигурах представителей итальянского шансона и о других неизвестных (малоизвестных) у нас звездах итальянской эстрады.

Франческо Де Грегори (1951 г.р.)

-10

Франческо не умел петь, что не помешало ему стать суперзвездой итальянской поп-музыки. На сцене Де Грегори читает стихи под аккомпанемент - как в начале 20 века делал русский поэт Игорь Северянин.

Типичная «песня» Де Грегори – «Buonanotte Fiorellino» с мегапопулярного альбома «Rimmel» 1975 года, который занял 2-е место в годовом итальянском хит-параде.

И это не единственный успех чтеца Франческо: в 1984 году со своим альбомом стихов он занял 3-е место в годовом музыкальном чарте, в 1978-м – 6-е, в 1980-м – 8-е, 1985-м – 14-е… Блеклые и тоскливые пластинки со стихами Де Грегори в конце 70-х – первой половине 80-х распродавались большими тиражами, чем музыкальные альбомы Челентано.

Лучо Далла (1943 – 2012)

-11

На рубеже 70-х – 80-х не было в Италии более популярного исполнителя, чем Лучо Далла. Среди итальянских бардов в то время он был почти такой же величиной как у нас Владимир Высоцкий.

Достижения Даллы на родине впечатляют: альбом «Lucio Dalla» занял 1-е место в 1979-м, совместный диск с Де Грегори – 2-е место в том же году, следующая пластинка «Dalla» снова стала 1-й в годом хит-параде Италии 1980-го. Альбом Даллы 1979 года всего за полгода разошелся в количестве 500 тыс. копий. Челентано о таких тиражах пластинок в те годы оставалось только мечтать. Я уже не говорю о несчастном Пупо.

-12

Ни одной яркой мелодии на этих дисках вы не найдете, но если вслушаться, то некоторые песни Лучо отнюдь не безнадежны (например, «Lultima luna» и «Stella di mare»).

Не исключаю, что названные композиции вполне могут найти своего слушателя даже в России, но они, как у нас говорят – на любителя. За одним-единственным исключением.

Есть в репертуаре Даллы мировой хит, который знают и в России – это песня «Caruso», которая напоминает оперную композицию. Помимо самого автора «Caruso» пели Лучано Павароттти, Майкл Болтон, Селин Дион, Хулио Иглесиас и прочие звезды сцены (в России ее исполняли Басков, Витас, Агутин, Билан).

Пино Даниэле (1955-2015)

-13

Я долго не мог решить, кто из итальянских бардов нравится мне меньше всех – Далла или Даниэле, но в итоге остановился на Пино.

Даниэле родился в Неаполе, но быстро завязал с неаполитанской песней (без вокальных данных в этом жанре делать нечего). Не стал Даниэле и типичным итальянским шансонье – на мой любительский взгляд, он, скорее, бард с джазовым уклоном. Мелодии, как и положено в джазе, Пино в своей музыке не использовал.

Несмотря на это, в 80—90-е годы Даниэле был не менее популярен в Италии, чем Челентано! Четыре его пластинки в первой половине 80-х годов занимали по итогам года места в Топ-20, а в 90-е годы два его альбома достигли 2-го места (в 1995-м и 1997-м).

Лучо Баттисти (1943 – 1998), Франко Баттиато (1945 – 2021), Антонелло Вендитти (1949 г.р.) и Риккардо Коччанте (1946 г.р.)

При всей разнице этих исполнителей, у них есть общие черты.

Во-первых, к типичным итальянским шансонье их не отнесешь, но и далеко от них эта четверка не ушла.

Во-вторых, репертуар этих исполнителей вполне позволял им при определенных условиях добиться известности в СССР. У каждого из них есть мелодичные песни, которые при грамотной раскрутке были бы хитами и у нас, хотя таких композиций и не очень много.

Лучо Баттисти
Лучо Баттисти

Если бы в СССР выпустили первый альбом Лучо Баттисти 1969 года, а потом еще парочку пластинок с его лучшими песнями, он был бы у нас известен не меньше Адриано Челентано (я не шучу!), а его «Ancora tu» знали бы в самых отдаленных уголках страны – от Анадыря до Ленинабада.

Справедливости ради надо сказать, что 4 песни Баттисти в середине 70-х прозвучали на всесоюзном радио, а три попали на маленькую гибкую пластинку, но это трудно назвать полноценной промо-кампанией этого исполнителя.

Лучший период Баттисти пришелся на первую половину 70-х, когда он спел немало красивых песен, но дальше дела пошли не так успешно: хотя его пластинки по-прежнему были популярны в Италии, явных хитов на них не было.

Диски Баттисти после 1976 года вряд ли бы пользовались спросом в СССР, если бы кому-то пришло в голову выпустить их у нас.

Подробнее с творчеством Лучо можно познакомиться в моей статье про этого исполнителя:

Франко Баттиато
Франко Баттиато

С Франко Баттиато немного другая история: его творчество в 70-е годы не интересовало и самих итальянцев (а нас и подавно), но альбом 1981 года «La voce del padrone» произвел фурор в Италии (его тираж превысил 1 млн. экземпляров, что было на тот момент рекордом), да и в СССР бы пригодился.

Песни «Cuccurucucu» и «Centro di gravita permanente» (на видео) вполне могли бы стать нашими всенародными хитами.

Р. Коччанте
Р. Коччанте

У Риккардо Коччанте в 70-80-е годы я не нашел альбомов, которые могли бы действительно понравится советскому слушателю, хотя в Италии его пластинки в тот период постоянно входили в Топ-10 (лучшие места в годовом хит-параде – 2-е в 1982 году и 6-е в 1981-м).

Но зато у Коччанте есть песни «Margherita», «Cervo a primavera» и «Celecte nostalgie». Если бы любую из них несколько раз показали в исполнении Коччанте по советскому ТВ, то это имя в СССР запомнили бы миллионы.

По-моему, этого исполнителя советские зрители так и не увидели, хотя не исключаю, что он мог случайно промелькнуть по телевидению в какой-нибудь трансляции с фестиваля в Сан-Ремо.

Имя Коччанте вспомнили в России уже в 21 веке в связи с мюзиклом «Нотр дам де Пари», к которому Риккардо написал музыку.

 Антонелло Вендитти
Антонелло Вендитти

Схожая история и с Антонелло Вендитти. Помимо достаточно мелодичного альбома 1978 года «Sotto il segno dei pesci» (самый популярный итальянский диск того года!), у него нет интересных пластинок, сравнимых с лучшими альбомами Пупо или «Рикки э Повери». Но песен с них на сборник лучших песен набрать можно легко.

Таких как«Bomba o non bomba» или «Questa insostenbile leggerezza dellessere».

Клаудио Бальони (1951 г.р.)

Клаудио Бальони
Клаудио Бальони

Бальони – представитель традиционной итальянской эстрадной песни.

Мне он сильно напоминает Джанни Моранди, но творчество Моранди в 70-е годы перестало интересовать итальянцев, а пластинки Бальони в Италии раскупали как горячие пирожки зимой на советских вокзалах (в 70-е годы пять его альбомов попали в Топ-10 в годовых хит-парадах, диск «Strada facendo» в 1981 году стал 2-м, а «La vita e adesso» занял 1-е место в годовом хит-параде 1985 года).

Хитов у Клаудио не так чтобы много, но они есть: «Questo piccolo grande amore», «E tu», «Amore bello»… В принципе в СССР его песни вполне бы пришлись бы ко двору, а один из его главных шлягеров - «Poster» (1975) я где-то слышал в те годы. Но по факту советских слушателей снабжали в достаточном количестве лишь оригинальным Моранди…

Более молодую версию Моранди к нам решили не поставлять.

Ренато Дзеро (1950 г.р.)

-19

Дзеро – весьма экстравагантный и эпатажный певец, сильно напоминавший в молодости Марка Болана и Элтона Джона, с середины 70-х исполнял вполне понятную советским слушателям поп-музыку, но не имел в репертуаре столь ярких шлягеров, которые имелись у Челентано или Кутуньо.

Вероятно, поэтому на советском ТВ он появился буквально пару раз.

На счету Дзеро более десятка альбомов, которые занимали высокие места в итальянских чартах в 70-90-е (лучшие на мой вкус – «EroZero» (1979), «Tregua» (1980) и «Soggetti smarriti» (1986).

Эдоардо Беннато (1946 г.р.)

-20

Беннато трудно отнести к какому-то определенному песенному жанру. Некоторые его альбомы 70-х годов напоминают «Смоки», иногда кажется, что Эдорадо исполняет рок-н-ролл, в 80-е чувствовалось его увлечение глэм-роком, которое сменилось поп-музыкой, а к концу того десятилетия он стал играть рок. Прослушивая некоторые его песни, я вспоминал о Ману Чао.

В общем и целом Беннато играет довольно бодрую музыку, но без особо ярких мелодий.

Итальянцы в конце 70-х – 80-е очень хорошо принимали альбомы Беннато (в 1977 его концептуальная пластинка по мотивам сказки о Пиноккио стала № 1 в итоговом хит-параде), но в 90-е списали его со счетов. И непонятно почему, поскольку петь он хуже не стал. Мне лично поздний Беннато нравится больше, чем ранний.

Васко Росси (1952 г.р.)

-21

Несмотря на свое практически русское имя, Васко вряд ли мог стать очень популярным в СССР в 80-е годы (с возрастом он стал лучше).

В то время он был откровенно молодежным исполнителем: Росси начинал с гитарной попсы, смахивающей на «Смоки», и, пройдя через увлечение «новой волной», остановился на рок-музыке. Мне он сильно напоминает Владимира Кузьмина образца 80-х (рокер с сильным уклоном в поп-музыку), но мелодичных композиций у Васко ощутимо меньше.

В 1984 году альбом Росси «Va bene, va bene cosi» стал самым продаваемым диском года в Италии, и на протяжении последующих двух десятилетий альбомы Васко принимались итальянской публикой с неизменным энтузиазмом.

Среди самых популярных итальянских исполнителей особняком стоят немногочисленные женщины. В 70-90-е их было всего 3 (подчеркиваю - "среди самых популярных"; просто звезд на итальянской сцене было очень много).

Две из них – представительницы классической эстрадной песни – Мина и Орнелла Ванони. Третья – Джанна Наннини – бард (чьи ранние песни сильно напоминали творчество молодого Лучо Баттисти), которая со временем увлеклась рок-музыкой.

Орнелла Ванони (родилась в 1934г.)

-22

Орнелла – самый яркий представитель бесцветной итальянской эстрады 60-70-х (была и такая, но в СССР ее знали плохо).

Для лучших песен Ванони, которые я честно прослушал на 4 дисках, характерно отсутствие хоть какой-либо мелодии. Я говорю не об ярких, запоминающихся мелодиях, а о мелодии в принципе. Исключения из этого правила крайне редки.

Мина (1940 г.р.)

Мина с Адриано
Мина с Адриано

Мина Маццини – боевая подруга Адриано Челентано, которая появилась на эстраде в одно время с ним и поначалу тусовалась с Адриано в одной компании молодых любителей рок-н-ролла. К концу 60-х Мина забросила молодежную музыку и обратилась к обычной эстрадной песне.

Мина - настоящий рекордсмен по количеству выпущенных пластинок. Вряд ли я ошибусь, если скажу, что ее дискография – не только самая внушительная в Италии, но и в мире у нее найдется не очень много конкурентов.

Обычная норма для Мины – 2-3 альбома в год, а иногда и больше. И так на протяжении более 50 лет!

В ее творчестве нетрудно найти шлягеры («Parole, parole», «E poi…»), но среди них очень много каверов на итальянские и международные хиты, а основной репертуар Мины не сильно отличается от репертуара Орнеллы Ванони.

В завершении статьи не могу не упомянуть об одном странном факте. Многие итальянские исполнители с приближением пенсионного возраста начали выпускать вполне бодрые по нашим меркам альбомы (уже после развала СССР).

Такие барды как Коччанте, Баттиато, Дзуккеро, Беннато и Росси по-настоящему раскочегарились лишь после пятидесяти. В результате в их дискографиях появилось по несколько альбомов, которые прекрасно воспринимаются моим непрофессиональным "ухом", настроенным на яркие, запоминающиеся мелодии.

В новом столетии ожили даже Лучо Далла и Де Грегори (на видео), которые записали пару-тройку мелодичных песен.

Более подробно о преображении "пенсионеров" итальянской эстрады можно прочесть в моих статьях: