Найти тему

Итальянская эстрада конца 20 века. Часть 1. В СССР и Италии слушали разных итальянцев.

Оглавление
Селфи поклонника с Рафаэллой Карра-))
Селфи поклонника с Рафаэллой Карра-))

Иногда полезно выбраться во Всемирную паутину и поразгребать цифровые архивы, накопленные цивилизацией за последние тридцать лет. Это позволяет не только узнать много нового и любопытного по интересующим нас вопросам, но и пересмотреть свои устоявшиеся взгляды, которые на поверку оказываются далеки от реальности.

Со мной произошло нечто подобное, когда на досуге я решил изучить итальянские музыкальные чарты за последние десятилетия 20 века, которые сейчас можно легко найти, не вставая с кресла. Во время этого увлекательного процесса мне удалось совершить столько «открытий чудных», что хватило на весьма объемную статью, которую я предлагаю вашему вниманию.

Мой интерес к этой теме не назовешь случайным, поскольку я стал знакомиться с музыкой в самом конце 70-х – начале 80-х годов. Те, кто жил в то время в СССР, должны помнить, что эти годы были временем всеобщего увлечения советских людей итальянской поп-музыкой, а такие исполнители как Адриано Челентано, Джанни Моранди, Мильва, Тото Кутуньо, Рикардо Фольи, Рафаэлла Карра, Аль Бано и Ромина Пауэр, Пупо, «Рикки э Повери» были настоящими звездами в СССР.

-2

В значительной степени наши музыкальные предпочтения носили рукотворный характер. Дело в том, что англоязычную рок и поп-музыку по советскому ТВ почти не показывали, а пластинок американских и британских исполнителей в продаже было мало. В результате «битлов» и «дип пеплов» слушала, в основном, молодежь, обменивая редкие оригинальные пластинки и переписывая друг у друга пленки.

Напротив, «итальянцы» были доступны всем – от мала до велика, без особых усилий с их стороны. На советском ТВ звезды зарубежной эстрады появлялись нечасто, но когда это случалось, в этих передачах почти всегда находилось место для итальянских исполнителей. Временами Центральное телевидение ставило в эфир записи концертов итальянских звезд, а в 1980-е годы стало регулярно транслировать фестиваль песни в Сан-Ремо. Фирма грампластинок «Мелодия» не отставала от ТВ и с конца 70-х выпустила весьма приличный каталог пластинок итальянских эстрадных исполнителей.

Адриано со своей "бандой"
Адриано со своей "бандой"

Вряд ли я ошибусь, если скажу, что из всех «итальянцев» в Советском Союзе больше всего любили Адриано Челентано, который был не только певцом, но и популярным комедийным актером. Для многих из нас Челентано был такой же суперзвездой как Владимир Высоцкий.

Надо отметить, что певец Челентано раскрутился в СССР практически без помощи телевидения – исключительно благодаря своим песням на пластинках и магнитных пленках.

В Советском Союзе регулярно выходили его диски: в 1974 году была издана маленькая пластиночка с двумя не самыми известными композициями, в 1975 еще одна – уже с 4 песнями (включая «Azurro»), в 1977 году – большой сборный диск «Адриано Челентано» со всеми главными хитами 60-х годов (это была официальная компиляция фирмы Ariola 1974 года), в 1979 году (о, чудо из чудес!) – новейший, только что запиcанный в студии диск «Soli»!

Через 2 года будет издан еще альбом 1977 года «Tecadisk» под названием «Поет Адриано Челентано».

-4

В последующие годы новых альбомов Челентано в СССР не печатали, но уже выпущенные постоянно переиздавались, а часть песен с них оказывалась на маленьких пластиночках, которые изготавливались то на одном заводе, то на другом под разными обложками. И все они до конца 80-х были дефицитом!

Я впервые услышал Челентано в конце 70-х гг. и слушаю до сих пор. Во времена СССР познакомиться со всем его творчеством было нереально, но после «крупнейшей геополитической катастрофы 20 века», доступ к песням Адриано стал значительно проще, чем я воспользовался, прослушав практически все, что когда-либо спел наш народный артист.

Расширение моего кругозора в части итальянской поп-музыки касалось не только творчества Челентано, поэтому я не предполагал, что в итальянских чартах 70-80-х годов встречу много новых имен. И, конечно же, я был уверен, что лучшие альбомы и песни Адриано должны занимать лидирующие позиции в итальянских чартах - по крайней мере, в 70-е – 80-е, когда Челентано выпускал альбомы без больших перерывов. Я ошибался. Реальность оказалась поистине шокирующей!

Какова была популярность альбомов Челентано в Италии?

Судя по той информации, которую я изучил на весьма информативном итальянском сайте Hit Parade Italia (www.hitparadeitalia.it), итальянцы относились к музыкальному творчеству Челентано совсем не так как мы. С интересом, но весьма умеренным.

Адриано прилетел на гастроли в СССР в 1987 году, преодолев свою нелюбовь к самолетам. Интервью у дорого гостя берет Ролан Быков.
Адриано прилетел на гастроли в СССР в 1987 году, преодолев свою нелюбовь к самолетам. Интервью у дорого гостя берет Ролан Быков.

Если верить сведениям на этом сайте, то Адриано Челентано в 70-80-е годы в родной Италии был популярным певцом, но к числу самых больших эстрадных звезд не относился.

Когда Адриано начинал, в начале 60-х годов, он действительно был королем чартов, выступая в роли «припадочного» Элвиса Пресли, но в следующие десятилетия итальянцы воспринимали Челентано в первую очередь как актера, который на досуге еще и поет.

Кадр из фильма "Бинго-Бонго".
Кадр из фильма "Бинго-Бонго".

Он был кем-то вроде Андрея Миронова или Николая Караченцова в СССР. Как актер Адриано был действительно большой звездой – его фильмы с 1968-го по 1985 год пользовались повышенным спросом, чего не скажешь про его альбомы.

Чтобы мое утверждение не выглядело голословным, приведу немножко цифр. Нужно сразу оговорится, что данные о популярности того или иного альбома на сайте Hit Parade Italia - это не официальный итальянский хит-парад. Информация там собрана относительно недавно, путем обработки опубликованных недельных музыкальных чартов древних времен.

обложка диска А.Челентано "Soli"
обложка диска А.Челентано "Soli"

Лучшее место, которое заняла пластинка великого Челентано по итогам года в рассматриваемый период - всего 9-е. Его удостоился упоминаемый мной альбом «Soli» – величайшая поп-пластинка 20 века, на котором собрано 7 шлягеров, три из которых написал Тото Кутуньо (этот альбом в недельных чартах ни разу не добрался до 1-го места, ограничившись второй позицией, что просто нонсенс!).

Другая неординарная работа Челентано с тем же композитором – пластинка «Un po artista un po no» (с несколько меньшим количеством шлягеров, чем в «Soli») заняла в следующем году 12-е место. И это были отличные результаты для Челентано, ведь в 70-е годы его дела на эстраде шли отнюдь не блестяще:

1971 год - альбом «Il foresteiere» – 61 место по итогам года;

1972 год – «I mal del secolo» – 16-е; 1974 год – «Nostalrock» – 56-е;

1976 год – «Svalutation» – 26-е; 1977 год – «Disco dance» – 19-е, «Tecadisc» – 27-е;

1978 год – «Ti avro» - 13-е; 1979 год – «Geppo il Follie» – 27-е место.

После двух дисков с Тото Кутуньо, которые все-таки привлекли значительное внимание публики, в 80-е годы для Челентано вновь настали нелегкие времена:

1981 год – пластинка «Deus» – 20-е место; 1982 год – «Uh Uh» – 27-е;

1983 год – «Atmosfera» – 86-е (!);

1985 год – альбом каверов «I miei americani» - 12-е (с хитом «Susanna»);

1986 год – «I miei americani» (2 часть) – 29-е место, «Joan Lui» – 43-е.

Удивительно, но у Челентано регулярно проваливались отличные альбомы!

Ума не приложу, почему итальянцам не пришелся по душе диск «Uh Uh» с хитами «Giornata nein», «Niente di nuovo», «Solo», «Jungla di Citta», «Uh Uh», который в недельных чартах смог подняться лишь до 8-й позиции?

«Joan Lui» – саундтрек к одноименному фильму Челентано, но он под завязку заполнен отличными мелодиями (одна «Splendida e Nuda» чего стоит!). Итальянцы и в кинотеатры не пошли смотреть «Joan Lui», и песни из этого фильма слушать не стали: пластинка оказалась в 1986 году на итоговом 43-е месте! Как такое может быть!!!????....

Как относились итальянцы к другим звездам "нашей эстрады" родом из Италии?

Фестиваль в Сан-Ремо в 1982 году. В центре - победитель Риккардо Фольи. На переднем плане Ромина Пауэр и Аль Бано, которые заняли второе место со знаменитой "Феличитой". Справа - третий призер Друпи.
Фестиваль в Сан-Ремо в 1982 году. В центре - победитель Риккардо Фольи. На переднем плане Ромина Пауэр и Аль Бано, которые заняли второе место со знаменитой "Феличитой". Справа - третий призер Друпи.

Если Адриано не был главной фигурой итальянской поп-музыки 70-80-х годов, то может его в чартах потеснили старые «проверенные бойцы»: Кутуньо, Пупо и Фольи?

Ведь они не были актерами, как Адриано, который много времени уделял кинематографу и не мог совершать длительные концертные туры, раскручивая свои альбомы (с конца 70-х Челентано и вовсе отказался от концертов). Если бы! Все оказалось наоборот.

группа народных артистов СССР
группа народных артистов СССР

Оказывается, наши всеобщие любимцы – Кутуньо, Фольи, Аль Бано и Ромина Пауэр, Пупо и тем более Рафаэлла Карра - это даже не второй эшелон итальянской поп-музыки, а третий-четвертый (Челентано – все-таки входил в первый с перманентной тенденцией перехода во второй).

Максимум, что удалось достичь некоторым из них - это пару раз прорваться со своими альбомами и синглами поближе к вершинам хит-парадов, а потом итальянская публика про них быстро забывала. Естественно, что это открытие удивило меня не меньше, чем относительно скромные успехи в чартах Адриано.

Кратенько остановлюсь на некоторых наших любимцах, с указанием их достижений в итальянских чартах.

Джанни Моранди
Джанни Моранди

Джанни Моранди (1944 г.р.) в 60-е годы был яркой звездой на музыкальном небосклоне Апеннин, не уступая в популярности Адриано Челентано, Доменико Модуньо, Мине, Рите Павоне, но уже в 70-е его карьера резко пошла вниз, хотя были у него и шлягеры, и неплохие альбомы.

Но так считаю я, а не итальянские слушатели. Его лучшие достижения в 70-е: 33-е место в чартах альбомов в 1971 году и 6-е место сингла «Sei forte papa» в 1976-м. Печаль, да и только.

В 80-е и 90-е годы Моранди изредка напоминал о себе сходными неблестящими результатами в чартах, так и не вернувшись в высшую лигу.

Несмотря на это, в начале 80-х годов этого «сбитого летчика» часто показывали в СССР по ТВ, поэтому мы по-прежнему считали его одной из главных эстрадных звезд Италии.

-11

В 1983 году по советскому телевидению дали в эфир часовой концерт Моранди, что в случае зарубежных исполнителей происходило только по большим праздникам: пару раз в год. В 1984 году в Союзе вышел первый большой диск Моранди с его лучшими песнями, хотя отдельные его песни в составе сборников и маленькие пластинки печатались в СССР с конца 60-х.

Риккардо Фольи
Риккардо Фольи

Риккардо Фольи (1947 г.р.) - почти ровесник Моранди, но на большую эстраду он вышел лет на десять позже.

На рубеже 70-80-х годов Фольи несколько раз отметился в итальянском хит-параде синглов: в 1981 году его знаменитая «Malinconia» достигла в хит-парадах 2-й позиции (по итогам года у нее 13-е место), а в следующем году песня «Storie di tutti giorni» победила на фестивале в Сан-Ремо и стала 14-й среди синглов.

На этом успехи Риккардо заканчиваются. Альбомы у Фольи продавались намного хуже: лучший из них в 1982 году занял 37-е место (высшая позиция в чартах – 6-я).

Симпатичное личико Риккардо явно приглянулось советскому телевизионному начальству, поэтому в 1982-1983 годах именно Фольи показывали по нашему ТВ чаще других итальянских исполнителей. В 1983 году в СССР вышла пластинка с его лучшими песнями.

Тото Кутуньо
Тото Кутуньо

Тото Кутуньо (1943 - 2023)

Схожие с Фольи достижения на итальянской сцене присутствуют и в «портфолио» Тото Кутуньо, хотя он в первую очередь все-таки композитор, а не певец.

В 1984 году наше ТВ показало отрывки из концерта Кутуньо в Западном Берлине с его главными хитами «L҆italiano» («Итальянец»), «Serenata» и «Solo noi», и в дальнейшем регулярно ставило в эфир его песни.

В 1985 году в СССР была выпущена пластинка Кутуньо, в которой присутствовали все его главные шлягеры. Неудивительно, что после такой раскрутки в нашей иерархии итальянцев Тото Кутуньо занял твердое второе место после Челентано.

В одной из сетевых статей я прочел, что его песня «Итальянец» облетела весь мир, а сам Тото Кутуньо стал символом Италии. Песня действительно известная и вполне возможно, что после ее исполнения на фестивале в Сан-Ремо она добралась до самых дальних уголков Океании и джунглей Бразилии, но в Италии ее не сказать, чтобы сильно полюбили: итоговое 16-е место в 1983 году (для сравнения: во Франции эта композиция 13 недель подряд была №1 в хит-параде синглов!).

Знаменитая «Solo noi» была 13-й в годовом итальянском чарте (1980), у «Serenata» – 39-е место. И на этом достижения Тото Кутуньо заканчиваются. Его альбомы итальянская публика попросту не заметила!

-14

Кутуньо был великолепным композитором, написавшим множество шлягеров не только для себя, но и для А.Челентано, М.Матье, Далиды, Д.Дассена. Не знаю почему, но его незаурядный талант мелодиста итальянцы должным образом не оценили. Его песни, исполненные Челентано и другими звездами, не стали большими шлягерами в Италии, а сам Кутуньо как певец воспринимался местной публикой как исполнитель песен на фестивале в Сан-Ремо.

Надо отметить, что данный фестиваль не был соревнованием «лучших по профессии», а являлся фестивалем песен, который использовался молодыми исполнителями для раскрутки. Настоящие звезды эстрады посещали этот фестиваль нечасто – как правило, в качестве почетных гостей. Тото Кутуньо год за годом раскручивался в Сан-Ремо, раскручивался, но так и не раскрутился.

Ромина и Аль Бано
Ромина и Аль Бано

Чуть реже Тото мы видели на своих экранах дуэт Аль Бано и красавицы Ромины Пауэр, которые в то время были счастливыми супругами.

Пластинка дуэта в СССР вышла в том же 1985 году, что и у Кутуньо. Эстрадная судьба этой пары на итальянской сцене также схожа с тем, чего добился Тото.

Три сингла дуэта в 1981-1982 гг. занимали весьма приличные места в годовых чартах ("Felicita" - 12-е), а среди альбомов публика заметила лишь один: в 1982 году пластинка «Aria pura» с песенными хитами «Felicita», «Sharazan», «Balla del qua qua» и «Angeli» стала 34-й в годовом хит-параде…

Пупо
Пупо

Певца со смешным псевдонимом Пупо и настоящим именем Энцо Гинацци (1955 г.р.) в СССР продвигали без особого энтузиазма: он редко появлялся в телевизоре, а его пластинка, выпущенная в Союзе в 1985 году, оказалась не сборником его лучших песен, а оригинальным альбомом «Lo devo solo a te», который в Италии занял 68-е место по итогам года…

Проблема в том, что у нас диск назвали просто «Пупо», что намекало на компиляцию лучших вещей, но в конверт не доложили не только любимое советским народом «шоколадное мороженое», но и «Су ди ной», и еще несколько отличных композиций.

Несмотря на десятки шлягеров, которые Энцо Гинацци сочинил сам, особой славы на родине они ему не принесли. Несколько синглов Пупо засветились в итальянских хит-парадах, но ни один не смог стать первым в недельных чартах (лучшее место – 3-е).

-17

Лишь три альбома за всю карьеру Пупо попали в хит-парады по итогам года, но почетными эти места не назовешь: 74-е место (1979 год), 23-е (1980) и 68-е (1982).

Особенно странным выглядит провал его первого альбома: среди 10 песен на нем был не только шлягер «Gelato al Cioccolato», но и «Forse», «Sempre tu» и «Ciao». Это достойный поп-альбом, но в Италии так не считали. Следующая пластинка Пупо «Piu di prima» (1980) встретила более ласковый прием, но выше 8-го места в недельных чартах не поднималась.

"Рикки э Повери"
"Рикки э Повери"

Единственными итальянскими исполнителями 80-х, кроме Челентано, кто был звездами у нас и действительно был реально популярен на родине, являются «Рикки э Повери» («Богатые и бедные»).

Сингл группы «Sara perche ti amo» поднялся до 6-го места в годовом хит-параде (1981), а три их альбома заняли вполне приличные места в годовых итальянских хит-парадах: «E penso a te» – 22-е (1982), «Mamma Maria» – 17-е (1983) «Voulez vous danser» – 16-е (1984).

В 1985 году взлет группы завершился победой на фестивале в Сан-Ремо, после чего на родине группа быстро вышла в тираж, но слава «Богатых и бедных» в СССР только начиналась. В 1986 году группа приехала на гастроли в СССР и дела 44 концерта. И позднее приезжала к нам снова и снова…

-19

Несколько особняком от перечисленных мной исполнителей стоит Рафаэлла Карра (1943 – 2021).

Ее советское телевидение стало раскручивать очень рано – еще с конца 70-х. В 1980-м в СССР вышла пластинка «Поет Рафаэлла Карра». Благодаря этому Карра стала быстро популярной в Союзе, побывала у нас в гостях, о чем был снят музыкальный фильм «Рафаэлла Карра в Москве», что еще больше увеличило ее известность среди советских граждан.

Рафаэлла и певица Мина
Рафаэлла и певица Мина

На самом деле Карра – это телеведущая, которая в Италии известна больше именно в этом качестве. Пение – не главная ее творческая ипостась.

В качестве певицы ее достижения на родине весьма скромны, несмотря на внушительную дискографию: в 70-е несколько ее песен достигали высоких мест в недельных чартах, в 1978 году ее альбом стал 42-м в итоговом хит-параде, а в 1983 году зажигательная песня «Ballo, ballo» добралась до 17-го места в чартах синглов по итогам года.

По нашим, советским меркам, в репертуаре Карры было немало шлягеров («Torna da me», «E Saluta per me», «Tante auguri», «Ma Che vacanza E», «No pensar en ti…), поэтому мы вполне резонно полагали, что Рафаэлла одна из ведущих мировых эстрадных звезд, но итальянцев песни Карры не особенно впечатляли.

В ряду итальянских звезд, популярных в СССР, нельзя не упомянуть про одну итальянскую исполнительницу времен «перестройки», которую не раскручивало советское телевидение и фирма «Мелодия», но у нее были другие способы добраться до наших «сердец».

-21

Для советских подростков в 80-е были 2 главных зарубежных певицы, чья популярность была основана не столько на их песнях (хотя у них были и шлягеры), сколько на бюстах.

Имена британки Саманты Фокс и итальянки Сабрины (Салерно) у подростков разваливающегося СССР стойко ассоциировались с термином «секс-бомба». Именно подобный имидж эти певицы продвигали в массы, что в случае Сабрины помогло ей сделать головокружительную карьеру в Советском Союзе (Саманта Фокс была, по-моему, несколько менее популярна).

Сабрина Салерно
Сабрина Салерно

Кассеты с единственным альбомом Сабрины при поддержке печатной продукции с ее изображениями топлесс, быстро сделали ее суперзвездой. На какое-то время слава Сабрины в СССР даже затмила популярность сладкоголосой Сандры.

-23

К сожалению Сабрины, итальянцев ничем не проймешь: ни задорными мелодиями, ни шикарными женскими формами. Эти люди не оценили Сабрину по достоинству: сингл «Boys» пользовался достаточно умеренным успехом – 22-е место в 1987 году.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПО ССЫЛКЕ ВНИЗУ: