Рассуждая об осени у Пушкина, я обратила внимание на слово сень:
Лесов таинственная сень...
В их сенях ветра шум и свежее дыханье...
Память услужливо подсказала:
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
Интересно, какие сени имел в виду Алексей Плещеев? Те самые, что и Пушкин, или другие?
У Пушкина в приведенных строках сень - покров, полог, укрытие, образуемые кронами деревьев, их ветвями, листвой. Традиционно-поэтическое употребление, как чертог, шатер.
Пушкин вообще любит это слово.
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Или:
Тебя ли вижу я,
Одну со мной, под сенью тихой ночи?
Здесь сень - кров, укрытие, приют.
Есть у Пушкина и другие сени - помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах и в старинных городских домах:
Вот у крыльца, вот в сени входят.
Или:
... и легче тени
Татьяна прыг в другие сени,
С крыльца на двор, и прямо в сад,
Летит, летит...
Ласточка у Плещеева летит в те же сени, что прыгает Татьяна.
Те самые, о которых поется в народной песне:
Ах вы, сени мои, сени,
Сени новые мои,
Сени новые кленовые,
Решетчатые!
На то, что речь идет о помещении, указывает и местоимение к нам:
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей…
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой…
К нам - домой, из дальних стран. Всё-таки сень как покров - это нечто внешнее. Да, можно сказать под сенью родного дома, но здесь грамматика подсказывает, о чем речь идет. Сени как помещение - только мн. ч. Сень как покров - и ед., и мн. ч. А еще ударение - у слова сень в ед. и мн. ч. ударение падает на первый слог (в их сЕнях ветра шум), а вот у слова сени во всех падежах, кроме им. и вин., на окончание: сенЕй, сенЯм, сенЯми, о сенЯх.
Надо сказать, что исторически сень и сени связаны, имеют общую этимологию, происходя от древнерусского слова “сѣнь”, что означает “крыша, навес, покров, тень”. Постепенно семантически и грамматически они разошлись. Расходятся они и стилистически. Сегодня слово сень как покров больше характерно для высокой речи, поэтической, а слово сени используется в основном для обозначения прихожей в старых деревенских домах или для создания исторического колорита в литературе.