Как- то с Еленой, коллегой - экспертом сериала "Великолепный век" мы немного обсудили, прочему же валиде не выдала замуж Хюррем.
Я решила сформулировать свое мнение на этот счет:
С первого появления в гареме Хюррем вызвала неприязнь валиде
Девушка потеряла семью, кричала, плакала и хотела, чтобы ее убили, валиде объяснила Хюррем новое положением дел русским языком, слегка обалдев от наглости наложницы: на мать султана смотреть боялись, а тут какая- то рабыня, грязная, оборванная, заплаканная нагло просит отпустить ее домой и обращается к ней как к землячке, как к женщине, без подобострастия и вообще не рада попасть в гарем. (Я в упор не понимаю, зачем в сериале волокли в гарем тех, кто не хотел там быть, если они не обладали уникальными достоинствами вроде происхождения или красоты. Ну на кой туда тащить девушек, которые не хотят спать с султаном, вон, у Елены все соседки в гарем шахзаде хотели, там и понабрали бы дам).
Знала бы Айше Хафса, чем все закончится, отправила бы девушку в Крым и деньгами бы снабдила, лишь бы не возвращалась.
Потом Хюррем опрометчиво фантазирует, как приберет к рукам весь дворец и сделает рабом султана. Потом то она сказала, что пошутила, но до валиде информация дошла в слегка искаженном виде.
Хюррем уже объяснили, что нужно перед валиде заискивать, и после хальвета она стала общаться с главой гарема вежливо.
Но Весенняя Роза сама провоцирует ссору, показывает, кто тут главный (и откровенно нарывается, приказывать фаворитке таким тоном она не имеет право), поначалу Хюррем терпит, но когда Махидевран не желает выполнять волю султана, называя Хюррем старым именем, начинает с ней лаяться. И вообще- то валиде нужно было надавать подзатыльников обеим: Хюррем за неуважение к матери шехзаде, Махидевран за неуважение к воле султана (и вообще- то не уважать волю султана хуже). Короче, обе должны были тусить в подвале и ругаться там. Но валиде дала преференции Махидевран, наказав только Хюррем.
При этом Махидевран явно претендует на первенство. Она нытьем и полосканием мозга валиде усиленно пытается проникнуть на золотой путь. В общем, цветочек начинает выползать за пределы клумбы в прекрасном рафинированном саду Айше Хафсы. И валиде, судя по всему, это не очень нравится, она хоть и помогает зачем- то невестке, но одергивает ее.
Валиде царит и правит гаремом, а гарем- это мини- государство с жесткой иерархией. А баланс можно соблюсти двумя способами: вся власть у одной группировки, то есть у Махидевран, и несколько враждующих группировок.
При этом валиде знает, что все эти наглые женщины ее сына хотят власти (быть главной в гареме и ничего не делать, то есть все они так или иначе начнут претендовать на ее место, сама наверняка об этом мечтала, пока Селима Грозного боялась)
Если вся власть у проявившей некие амбиции Махидевран (уже после беготни Мустафы с криками, что дворец его и что султаном будет только он, можно догадаться, что Махидевран не скромная тихая и будет предъявлять претензии на власть), то она может начать претендовать на главенство, на влияние на султана и на уменьшение власти валиде. Например, почему бы султану не отправить мать в санаторий в Эдирне? Она что- то бледная, надо бы здоровье поправить.
А много враждующих невесток с шехзаде- погодками как раз дали бы валиде колоссальную власть. Она будет казнить, миловать, отправлять на хальветы, давать деньги и покои, отбирать привилегии, внимание Сулеймана было бы рассеяно между женщинами, а мать была бы во главе. Могла бы жаловаться на них или предложить скрасить султану ночь (в кино почему- то правило один шехзаде- одна фаворитка не соблюдалось и для Махидевран, и для валиде, хотя тогда мы бы окончательно в семейном древе запутались, зато было бы объяснение такому поведению Фатьмы, сестры султана с веселым характером).
Фаворитки грызли бы друг друга, а валиде стравливала бы их и наслаждалась. А что, телевизора не было, развлекуха.
Была и вторая проблема: у амбициозного воинственного Сулеймана всего один сын. И для укрепления династии ему ОЧЕНЬ нужны здоровые сыновья.
Но по золотому пути гуляет только Хюррем.
И валиде вроде и решает выгнать неугодную невестку (то есть выдать замуж), когда та громогласно заявляет, что беременна, а беременность еще и подтверждается, валиде встает перед непростым выбором:
1) выпихнуть ее замуж. Но не известно, что будет с Сулейманом, не понятно, выживет ли маленький Мустафа, а тут она своими руками убирает возможного наследника, упрочняющего династию и фактически дает большую власть Махидевран.
При этом о беременности Хюррем знают: Дайе, Махидевран, Гюльшах, валиде, лекари, Сюмбюль. Пока Хюррем будут тащить по дворцу, она будет орать. Если сказать, что это ложь и казнить, султан может задать неудобные вопросы. Кто- нибудь мог потом проболтаться Сулейману. Да и сам Сулейман мог бы спросить, как там его фаворитка(даже если не каким то чудом выперли замуж), узнать, что у нее ребенок родился, понял бы, что это его ребенок, и мог бы устранить валиде из гарема, назначив более ответственного управленца.
2) Оставить неугодную невестку в гареме.:
Соблюсти традиции (плевать она хотела на традиции, если они ей чем- то неугодны, но все- таки), выполнить ее прямые обязанности
Укрепить положение сына, возможно, вторым сыном.
Создать мощный противовес Махидевран, сбалансировав ее влияние амбиции и создать вторую группировку, борющуюся за власть, упрочив власть.
По совокупности факторов, валиде принимает 2 вариант, прикрывшись традициями, и тут же получает порцию упреков от Махидевран.
По сути, для укрепления власти в гареме, это очень хорошее и правильное решение. Хюррем логично приставить преподавателя по этикету, чтобы в срочной порядке создать видимости мира. Впрочем, она и сама понимает понемногу с помощью Нигяр, что надо учиться жить со всеми в мире.
Потом уже Хюррем набирает силу, валиде начинает пытаться и ее уравновесить, пропихивая то Изабеллу, то еще кого- нибудь, этим занимается и Ибрагим, которому в гареме нужен умеренный бардак под контролем валиде с первенством Махидевран. И эта стратегия была бы идеальна. Вписались бы в нее и Айше, и Гюльнихай, и Изабелла, и Садыка, и Фирузе в последствии, ведь девушек поддерживали именно против Хюррем. Однако, Сулейман неожиданно решил спасть с тем, с кем хочет и его любовь к Хюррем сломала замечательный план его окружения.
По сути из-за того, что Хюррем оставили в гареме, получился противовес Махидевран. Сулейман любит Мустафу больше всех. На втором месте Хюррем на тот момент с кучей сыновей. И Сулейман не желает лишний раз влезать в дела гарема. А валиде поддерживает баланс сил. Потом уже валиде свихнется на почве ревности к влиянию на сына и попытается избавиться от Хюррем, поднимая ее на новую высоту. Но у Сулеймана так и будет рваться душа между вроде как любимой женщиной и ребенком "от первого брака". Иначе, устрани кто Хюррем, Махидевран реально была бы главной. Таким образом, соблюдая традиции, приняв, как потом ей казалось, ошибочное решение, валиде поступила так, как ей было выгодно. Выходит, традиции не просто так нужно было соблюдать. Именно они оберегали тех, кто на вершине.