Собрание Музея имени Андрея Рублева - это не только иконы, предметы декоративно-прикладного искусства, рукописные и старопечатные книги, деревянная скульптура и резьба, фрагменты и копии фресок, но и изразцы. Их насчитывается несколько сотен самых разных экземпляров. Коллекция изразцов в фондах Музея имени Андрея Рублева изначально складывалась из предметов, найденных на территории Спасо-Андроникова монастыря. Её формирование началось с декабря 1986 года, когда на постоянное хранение была передана архитектурная терракотовая плита (1504–1506) с растительным орнаментом из трапезной палаты церкви Архангела Михаила.
В 2015 году Музей принял в дар от частного лица 163 изразца, представляющих стилевые тенденции XVI-XIX вв. Среди них образцы, которые широко применялись в убранстве фасадов каменных и кирпичных зданий в виде цветных декоративных вставок с изображением птиц, растений,
мифологических животных и даже батальных сцен. В первой половине XVII столетия появились «муравленые» изразцы, покрытые зеленой глазурью. При изготовлении поливных муравленых изразцов, прошедших первый обжиг, пористую лицевую поверхность покрывали (поливали) сырой глазурью. Зеленый цвет получали на основе бесцветной глазури, составной частью которой был оксид свинца, с добавлением красителя – оксида меди. При обжиге глазурь плавилась, давая при охлаждении стекловидное, прозрачное цветное покрытие.
Распространение в России многоцветных изразцов связано с деятельностью патриарха Никона, пригласившего в 1654 году белорусских мастеров для украшения возводившихся им построек, прежде всего Новоиерусалимского монастыря. Обычные сюжеты для изразцов XVII века – изображения всадников, батальных сцен, птиц, гирлянд из фруктов и цветов, декоративных картушей и других западноевропейских орнаментальных мотивов.
В России, начиная с Петровской эпохи, изразцы чаще использовали для украшения интерьеров, при облицовке печей и каминов (хотя вплоть до начала XX столетия они продолжали оставаться элементом декорирования фасадов зданий), причем сюжеты их усложнялись, а развитие технологий позволило создавать разноформатные «керамические картины».
На смену рельефным пришли гладкие изразцы, украшенные на голландский манер занимательными сюжетами и выполненные в один или несколько цветов. Уже с XVII столетия наряду с Москвой известны региональные центры производства изразцов, такие как Ярославль и Великий Устюг, где изготовлялись как фасадные, так и печные изразцы.
Увидеть яркие изразцы из собрания Музея имени Андрея Рублева можно в постоянной экспозиции в зале на 4 этаже.
___
Спасибо за лайки и комментарии! Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые интересные рассказы о нашем музее и его экспонатах!