Найти тему
Живая Средняя Азия

Загрязнение воды, поругание женщин: за что Чингисхан приговаривал к высшей мере?

Великая Яса Чингисхана известна нам куда хуже, чем источники права куда более древних эпох. Намного больше мы знаем о законах вавилонского царя Хамураппи, римском кодексе Двенадцати таблиц или даже нашей Русской правде.

Поэтому среди историков распространено мнение, что Яса, хоть и применялась по всей империи, никогда не была обнародована и держалась в тайне. Таким образом хан, который был верховным судьей, имел возможность в важных для него вопросах действовать по собственному усмотрению. Один-единственный раз она была устно оглашена в 1220-м году в захваченной Бухаре во время монгольского завоевания Средней Азии.

Тем не менее, это был не просто свод правил, целиком и полностью исходящий от государства. А скорее, сборник народных обычаев, и без того известных каждому кочевнику.

В духе своего времени этот закон был довольно суров. Высшая мера была предусмотрена в 13-ти из 36-ти известных нам статей Ясы. По всей вероятности, это было зримым отражением жестких моральных норм, свойственных самому Чингисхану и его ближнему окружению.

-2

Если человек не признался сам, и на его счет не было явных доказательств, то его не называли виновным. Наиболее распространенным способом лишения жизни было обезглавливание – если злоумышленник был простого рода. Или же почетная казнь без пролития крови, которую применяли к благородным. Например, пленных русских князей после битвы на Калке положили под деревянный помост, где затем пировали монголы. А вот багдадского халифа посадили в мешок и прошлись по нему конницей.

Итак, за что же владыка Монгольской империи мог лишить своих подданных самого дорогого?

Текущая (но не стоящая) вода считалась святой для монголов. Поэтому перед стиркой или купанием ее обязательно требовалось набрать в кадку или ведро – в таком случае она утрачивала свой сакральный статус. Справлять естественные нужды в реку или озеро было категорически запрещено, и даже окунать руки в поток. Наказание за это могло быть только одно – самое суровое. Есть версия, что именно по этой причине монголы разрушили многие среднеазиатские и ближневосточные города – увидели, как люди ненадлежащим образом обращаются с водой из фонтанов.

Хотя монголы относились к дамам, захваченным с бою, в полном соответствии со средневековыми нормами гуманности, прелюбодеяние, поругание или похищение женщин в мирное время считалось у них тягчайшим нарушением. Хоть женатых, хоть холостых мужчин за это приговаривали к высшей мере.

-3

Такое же наказание назначалось человеку, который осмелился провозгласить себя ханом. Этот высокий титул могли получить только чингизиды и только после проведения курултая, на котором должны присутствовать все князья, мелкие ханы, офицеры и иные высокопоставленные дворяне.

Во время войны с племенем татар один из братьев Чингисхана приступил к грабежу вражеской ставки еще до окончательной победы. Несмотря на свое положение, родственник был наказан. А грабеж до получения на это приказа от высшего военачальника был запрещен под стразом лишения жизни. Также, в некоторых случаях могли отправить на небо человека, упустившего зверя во время коллективной загонной охоты. Но тут нужно было облажаться очень глобально – одна антилопа в счет не шла.

Запрещалось забивать животных по мусульманским и иудейским правилам. Вместе с тем, Угедэй отправил на небо одного кипчака, который следил за мусульманином, купившим овцу, и для этого тайно прокрался в его дом. Воин доложил хану, что человек разделывал мясо в соответствии требованиями халяля, но вместо этого сам был наказан за нарушение неприкосновенности чужого жилища.

Конокрад либо возвращает в десять раз больше украденного, либо отдает хозяину уведенного животного своих детей. Либо же расстается со своей жизнью, если потомства у него нет. Хотя, за мелкие кражи приговаривали к тому или иному количеству ударов плетью.

-4

Тот, кто укрывал или кормил или не вернул хозяину беглого пленника или раба также приговаривался к высшей мере. Равно как и ей подвергался колдун или тот, кто лгал на суде. Это же наказание назначалось тем монголам, кто лег в постель с мужчиной. А также вождям, которые отказали хану в военной помощи.

В отдельных случаях человек мог выкупить свою жизнь за энную сумму золота. Но разрешать ему или нет – это мог решить только хан.