Найти в Дзене
YOUR PIANO

КОМПОЗИТОРСКИЕ ПОИСКИ ВДОХНОВЕНИЯ.

▪️В поисках вдохновения композиторы совершали нестандартные поступки. Например, Дж.Россини сочинял музыку только в окружении друзей, в его доме постоянно собиралась большая компания. А вот П.И.Чайковскому, наоборот, для творческой работы требовалась тишина и уединение. Об этой своей странной привычке композитор признается в одном из своих дневников: «В течение нескольких часов я не должен видеть ни души и знать, что и меня никто не видит и не слышит. Сочиняя, я имею привычку петь, громко петь, и мысль, что меня слышат, меня стесняет. Я имею в моем распоряжении фортепиано тут же в спальне, без этих условий я писать не могу, по крайней мере спокойно и легко». 

Особую подготовку проводил и Рихард Вагнер: он раскладывал перед собой разноцветные куски шелковой материи, дорогие ювелирные изделия, а также красивые безделушки. По этому поводу он писал Листу следующее: 

«Дьявол роскоши вселился в меня, и я разукрасил свой дом насколько возможно, более привлекательным образом».

«Я должен снова вступить в мир фантазии; чтоб погрузиться в сферу своего воображения, моя фантазия нуждается в помощи, моя сила воображения – в поддержке».

▪️Й.Гайдн также, чтобы добиться творческого подъема использовал разные яркие блестящие предметы: например, он мог долго рассматривать алмаз в своем кольце. Причем без этого кольца он не приступал к работе. Много нестандартных приемов в поисках вдохновения применял австрийский композитор К.Глюк: почти всегда приступал к работе в старательно выбранном платье, а иногда выставлял свой рояль на солнцепек и там сочинял. Иоганнес Брамс «для вдохновения» без всякой необходимости начинал чистить обувь. Кроме того, композитор в качестве стимула, совершал прогулки по кладбищу, там и писал музыку. А поскольку траурные мелодии Брамса обычно сопровождают похоронные процессии и ритуалы во многих странах мира, его порой называют «композитором для покойников». Оттачивал свое мастерство среди могил и итальянский скрипач и композитор Н.Паганини. 

▪️Русский композитор М.И. Глинка, тоже страдавший нервными расстройствами, которые нередко доводили его до галлюцинаций, пишет: «В промежутках между припадками страдания становились тусклее, я садился за фортепиано и невольно извлекал фантастические звуки, в которых отражались мои фантастические же, тревожившие меня ощущения».

У русского композитора А.Н. Скрябина тоже наблюдались нервозные состояния перед творческим подъемом. Об одном из таких приступов рассказала родная тетя композитора Л.А. Скрябина в письме к своей знакомой: «Припадок произошел ночью, сначала он совсем похолодел, и я решительно не знала, чем его согреть. Порой у него что-то делалось с сердцем, а главное – с головой, я даже не пойму, говорит, что боли нет никакой, а между тем только и успокаивался, когда я ему держала голову крепко руками. Все это кончилось к утру горькими слезами или истерикой, после чего он утих, но не заснул ни на одну секунду. И так он пролежал до 4 часов вечера в полном изнеможении». 

▪️Еще о поисках вдохновения:

1. «Как композиторы входили в транс для написания музыки? Где находили вдохновение?»: https://youtu.be/cO2mlceH08Q