Уже в 10-летнем возрасте юный сын священника поступает, как этого и можно было бы ожидать, в Московскую духовную семинарию, где он проучится более десяти лет и получит свои первые художественные навыки. А рожден Сергей Дмитриевич Милорадович был в 1851 году в селе Тёсово Можайского уезда Московской губернии. Надо сказать, что к моменту поступления он был уже сиротой, но все его ближайшие родственники (дед и дядя) тоже были из среды священнослужителей, так что выбор его жизненного пути был изначально предопределен.
Закончив семинарию и будучи уже псаломщиком в одной из московских церквей, Милорадович, очевидно, решает, что одного только духовного пути для него недостаточно и начинает посещать сначала Строгановское училище технического рисования, а затем, с 1874 года и Московское училище живописи и ваяния. Сам художник в своих воспоминаниях рассказывал о своих первых учителях в этом учебном заведении:
В натурном классе было два профессора: Сорокин Евграф Семенович и Перов Василий Григорьевич.... В темах для эскизов Сорокин был последователь академического характера: любил темы из народного эпоса или древней истории. Для уразумения его тем требовались источники, которые трудно было достать. У Перова темы предлагались бытового характера или из произведений известных писателей. Василий Григорьевич, беседуя со мной и зная, проведенное мною детство и службу среди духовенства он неоднократно советовал мне писать картины из быта духовенства, так как быт его мне более знаком, чем другому.
Очевидно, что Милорадович прислушался к советам профессора, потому как именно картины на церковные сюжеты долгое время преобладали в его творчестве. И, по моему мнению, получались у него лучше всего.
Учиться художник будет в течение четырех лет, а с середины 80-х годов XIX века он вступит в Товарищество передвижных художественных выставок и начнет выставлять свои работы на выставках объединения. Постепенно приходило и признание - если в последнем десятилетии XIX века он был всего лишь неклассным (свободным) художником (низшее звание, которое не приравнивалось ни к какому гражданскому чину), то в 1908 году он получит от Академии художеств звание академика "за известность на художественном поприще".
Милорадович преподавал во многих учебных заведениях, причем в некоторых из них он сам когда-то обучался, в том числе и в Училище живописи и ваяния. Некоторое время он преподавал и в Московском училище иконописания, что вместе с фактом служения псаломщиком церкви Воскресения в Гончарах (причем весьма длительное время - четверть века), говорит нам о том, что и свою первоначальную стезю он не бросал.
Кроме российских выставок, в том числе и Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде (та самая, где была представлена одна из самых больших русских картин), художник участвовал и в международных художественных выставках: в Венеции (1897) и в Париже (1900), причем на второй из указанных он получил бронзовую медаль за эту работу:
Любопытно, что мастерство Милорадовича в исполнении исторических композиций оценил другой, хорошо известный специалист по этой живописи - Василий Суриков. Сохранилось письмо, адресованное герою сегодняшней статьи от знаменитого автора "Боярыни Морозовой", где прославленный мастер дает свои рекомендации:
Картина Ваша очень хороша. Лицо Гермогена отнюдь не трогайте - оно удалось. Руку у заставляющего подписать надо прибавить в толщину. У Гермогена надо нарисовать. Следки у поляка в мантии надо увеличить. Скомпонована картина очень хорошо. Огонь краснее надо (пламя). Ножку и у стола толще, и у человека, опирающегося на стол, правый следок больше. Я еще зайду поговорить о картине к Вам. Ваш В. Суриков.
Осталось только привести репродукцию данной картины:
После революционных событий 1917 года художник не покидает страну и еще достаточно долго преподает в различных учебных заведениях Москвы. Но в виду невостребованности церковной живописи постепенно его активность сводится на нет, последние известные данные относятся к 1927 году, когда он участвовал в выставке художников-реалистов. О последних годах жизни художника практически ничего не известно, скончался он в преклонном возрасте в Москве и произошло это в 1943 году.
Как уже было отмечено, Милорадович был наиболее известен своими историко-религиозными картинами, но кроме них он также создавал живописные произведения в бытовом и портретном жанрах, изредка встречаются в его творческом наследии и пейзажи.
Надеюсь, что вам сегодня было интересно и из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь (и на ТГ-канал тоже), а если мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях.