Найти тему
История живописи

Сын дьякона и псаломщик, посвятивший себя живописи и преподаванию

"Суд над патриархом Никоном", С.Д. Милорадович. Музей истории религии, Санкт-Петербург.
"Суд над патриархом Никоном", С.Д. Милорадович. Музей истории религии, Санкт-Петербург.

Уже в 10-летнем возрасте юный сын священника поступает, как этого и можно было бы ожидать, в Московскую духовную семинарию, где он проучится более десяти лет и получит свои первые художественные навыки. А рожден Сергей Дмитриевич Милорадович был в 1851 году в селе Тёсово Можайского уезда Московской губернии. Надо сказать, что к моменту поступления он был уже сиротой, но все его ближайшие родственники (дед и дядя) тоже были из среды священнослужителей, так что выбор его жизненного пути был изначально предопределен.

"Черный собор. Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году", С.Д. Милорадович, 1885. Третьяковская галерея, Москва.
"Черный собор. Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году", С.Д. Милорадович, 1885. Третьяковская галерея, Москва.

Закончив семинарию и будучи уже псаломщиком в одной из московских церквей, Милорадович, очевидно, решает, что одного только духовного пути для него недостаточно и начинает посещать сначала Строгановское училище технического рисования, а затем, с 1874 года и Московское училище живописи и ваяния. Сам художник в своих воспоминаниях рассказывал о своих первых учителях в этом учебном заведении:

В натурном классе было два профессора: Сорокин Евграф Семенович и Перов Василий Григорьевич.... В темах для эскизов Сорокин был последователь академического характера: любил темы из народного эпоса или древней истории. Для уразумения его тем требовались источники, которые трудно было достать. У Перова темы предлагались бытового характера или из произведений известных писателей. Василий Григорьевич, беседуя со мной и зная, проведенное мною детство и службу среди духовенства он неоднократно советовал мне писать картины из быта духовенства, так как быт его мне более знаком, чем другому.
"Оборона Троице-Cергиевой лавры", С.Д. Милорадович, 1894. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Оборона Троице-Cергиевой лавры", С.Д. Милорадович, 1894. Русский музей, Санкт-Петербург.

Очевидно, что Милорадович прислушался к советам профессора, потому как именно картины на церковные сюжеты долгое время преобладали в его творчестве. И, по моему мнению, получались у него лучше всего.

Учиться художник будет в течение четырех лет, а с середины 80-х годов XIX века он вступит в Товарищество передвижных художественных выставок и начнет выставлять свои работы на выставках объединения. Постепенно приходило и признание - если в последнем десятилетии XIX века он был всего лишь неклассным (свободным) художником (низшее звание, которое не приравнивалось ни к какому гражданскому чину), то в 1908 году он получит от Академии художеств звание академика "за известность на художественном поприще".

"Путешествие Аввакума по Сибири", С.Д. Милорадович, 1898. Музей истории религии, СПб.
"Путешествие Аввакума по Сибири", С.Д. Милорадович, 1898. Музей истории религии, СПб.

Милорадович преподавал во многих учебных заведениях, причем в некоторых из них он сам когда-то обучался, в том числе и в Училище живописи и ваяния. Некоторое время он преподавал и в Московском училище иконописания, что вместе с фактом служения псаломщиком церкви Воскресения в Гончарах (причем весьма длительное время - четверть века), говорит нам о том, что и свою первоначальную стезю он не бросал.

Кроме российских выставок, в том числе и Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде (та самая, где была представлена одна из самых больших русских картин), художник участвовал и в международных художественных выставках: в Венеции (1897) и в Париже (1900), причем на второй из указанных он получил бронзовую медаль за эту работу:

"Выход из церкви", С.Д. Милорадович, 1899. Музей истории религии, Санкт-Петербург.
"Выход из церкви", С.Д. Милорадович, 1899. Музей истории религии, Санкт-Петербург.

Любопытно, что мастерство Милорадовича в исполнении исторических композиций оценил другой, хорошо известный специалист по этой живописи - Василий Суриков. Сохранилось письмо, адресованное герою сегодняшней статьи от знаменитого автора "Боярыни Морозовой", где прославленный мастер дает свои рекомендации:

Картина Ваша очень хороша. Лицо Гермогена отнюдь не трогайте - оно удалось. Руку у заставляющего подписать надо прибавить в толщину. У Гермогена надо нарисовать. Следки у поляка в мантии надо увеличить. Скомпонована картина очень хорошо. Огонь краснее надо (пламя). Ножку и у стола толще, и у человека, опирающегося на стол, правый следок больше. Я еще зайду поговорить о картине к Вам. Ваш В. Суриков.

Осталось только привести репродукцию данной картины:

"Патриарх Гермоген отказывается подписать грамоту в пользу поляков", С.Д. Милорадович, 1896. Саратовский художественный музей.
"Патриарх Гермоген отказывается подписать грамоту в пользу поляков", С.Д. Милорадович, 1896. Саратовский художественный музей.

После революционных событий 1917 года художник не покидает страну и еще достаточно долго преподает в различных учебных заведениях Москвы. Но в виду невостребованности церковной живописи постепенно его активность сводится на нет, последние известные данные относятся к 1927 году, когда он участвовал в выставке художников-реалистов. О последних годах жизни художника практически ничего не известно, скончался он в преклонном возрасте в Москве и произошло это в 1943 году.

"С полудня", С.Д. Милорадович, 1899. Музей изобразительных искусств Калерии, Петрозаводск.
"С полудня", С.Д. Милорадович, 1899. Музей изобразительных искусств Калерии, Петрозаводск.
"У исповедника", С.Д. Милорадович, 1913. Вязниковский историко-художественный музей
"У исповедника", С.Д. Милорадович, 1913. Вязниковский историко-художественный музей

Как уже было отмечено, Милорадович был наиболее известен своими историко-религиозными картинами, но кроме них он также создавал живописные произведения в бытовом и портретном жанрах, изредка встречаются в его творческом наследии и пейзажи.

"Летом у Чёрного моря", С.Д. Милорадович, 1916. Симферопольский художественный музей.
"Летом у Чёрного моря", С.Д. Милорадович, 1916. Симферопольский художественный музей.
 "Часовня у пруда", С.Д. Милорадович, 1910-е. Вологодская областная картинная галерея.
"Часовня у пруда", С.Д. Милорадович, 1910-е. Вологодская областная картинная галерея.

Надеюсь, что вам сегодня было интересно и из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь (и на ТГ-канал тоже), а если мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях.

"Русская боярышня за прялкой", С.Д. Милорадович. Частное собрание.
"Русская боярышня за прялкой", С.Д. Милорадович. Частное собрание.