Найти тему

Скромное обаяние Бухары или зачем возвращаться в Узбекистан

   Скромное обаяние Бухары или зачем возвращаться в Узбекистан
Скромное обаяние Бухары или зачем возвращаться в Узбекистан

Купола менял и ювелиров, пастельные тона средневековых строгих и величественных построек, мощь Цитадели Арк, нетуристическая жизнь на узких улочках старинных кварталов, аутентичные гостевые дома и другие «городские чудеса – такой разной увидел наш корреспондент Бухару. Насыщенный эмоциями и красивыми фотографиями обзор – прилагаем.

Наш специальный корреспондент побывал недавно в Узбекистане в составе группы российских журналистов, посетившей по приглашению Посольства Узбекистана в РФ два старинных города – Самарканд и Бухару.

После рассказа о Самарканде публикуем его обзор о том, что посмотреть в Бухаре.

ЭСТЕТИКА БЕЖЕВЫХ ТОНОВ

Скоростной поезд «Афросиаб» только-только прибыл в Бухару, и, успев лишь зафиксировать удивление белоснежным зданием местного вокзала (после ярких-то красок Самарканда), вы уже мчитесь по трассе, через окраины к центру города, известного в мире как историко-культурный заповедник.

Современный вокзал Бухары - "предисловие" к образу старинного города. Фото: Константин Исааков

И не спешите расстраиваться весьма унылым видом этих самых «спальных» окраин: да, стандартные советские, и при том довольно запущенные, а построенное рядом с ними уже в новейшие времена высотное жильё «художественно» от них не особо отличается – разве что «ростом». Воспринимайте всё это, как некие визуальные «шумы». А город, будьте спокойны,ещё покажет вам не один свой по-настоящему красивый лик.

Впрочем, до центра ехать совсем недолго: всего минут 20. И вот уже пора начинать удивляться и радовать глаз. Есть чему.

Вы приехали сюда из Самарканда, а он (вряд ли кто-то станет спорить) – очевидный «город-мужчина»: гордый, уверенный в себе, властный, а главное, яркий и многоцветный: ох уж эти жёлто-зелёно-золотисто-коричневые изразцы снаружи и внутри самаркандских исторических строений. Не сотрёшь из памяти.

Но Бухара, сразу видно, совсем другая! Её красота застенчива и строга. Без излишеств. Основные краски – палевые, бежевые. В современном градостроительном декоре даже есть такое понятие – «камень Бухара бежевый». Это и есть основной цвет бухарских исторических зданий. Цвет камня, из которого они собраны. Это вовсе не значит, что они уж никак не отделаны. Конечно, украшены – тоже, как и самаркандские, и снаружи и внутри – той же керамикой, майоликой. Но ненавязчиво, в пастельных тонах.

Нежные краски бухарской архитектуры. Константин Исааков

Кстати, как и бухарские ковры. Их здесь создают, по местным канонам, с неплотным, «дышащим» флористическим узором. Сам Марко Поло, побывав в Бухаре, записал: «Выделываются тут, знайте, самые тонкие и красивые в свете ковры».

Они и правда – как юная и скромная восточная дева, опустившая глаза… в мобильный телефон.

В бухарских коврах превалирует либо красный, либо белый цвет. Фото Константин Исааков

Всё это, впрочем, мы увидим чуть позже, дотошно разглядывая бухарские фасады и интерьеры. А для начала просто пройдёмся по историческому центру… который, впрочем, как мы скоро поймём, тут не один.

Есть главный – культурно-исторический центр, сравнительно небольшой, но очень насыщенный впечатляющими объектами. Именно он собирает толпы туристов со всего мира. Есть и, если можно так сказать, жилищно-исторический – тоже сам по себе интересный, аутентичный: центральноазиатское одноэтажное жилье – это, в каком-то смысле, отдельная субкультура, «субархитектура». В этом нам тоже ещё предстоит убедиться.

Впрочем, первое, на что натыкаешься, выйдя из отеля, что расположен прямо в культурно-историческом центре Бухары, – это… догадайтесь с одного раза (мы ведь в Центральной Азии!), правильно – торговые ряды. Иначе говоря – восточный базар.

Конечно, мы на юге, но зимой тёплая шапка не помешает. Фото Константин Исааков

Торгуют тут всем, что душе туриста угодно: от тюбетеек до национальных музыкальных инструментов. Торгуют, заметим, со времён Великого шёлкового пути. И до сих здешние торговые ряды, выстроенные в виде куполов, именуются по-старинному: Токи Сарафон («Купол менял»), Токи Тильпак Фурушон («Купол шапочников») и Токи Заргарон («Купол ювелиров»).

Это мужская бухарская тюбетейка - она высокая и строгих цветов. Фото Константин Исааков Домбра, рубаб, уд, сурнай, дутор... - каких только инструментов вы здесь ни найдёте. Фото Константин Исааков

Но мы же сюда не за шопингом приехали! Или не только за шопингом. Нас ждёт пешеходная экскурсия.

Бухара – город небольшой, если иметь в виду именно её культурно-исторический, туристический центр. Полпути налево, полпути направо от ансамбля Ляби-Хауз с живописным прудом – и вот он весь. Осмотрелись по сторонам: вот медресе и ханака Надира Диван-беги, но сюда, в центр «Оазис», на фэшн-фольклорное представление, мы заглянем ближайшим вечером.

Отделка арки этого комплекса чем-то всё же напоминает Самарканд. Фото: Константин Исааков

А пока вперёд – и за часик центр мы наверняка обойдём. Э-нет! Это если не заглядывать в каждое из здешних чудес архитектуры. Или хотя бы не останавливаться перед фасадом. Но разве так можно?

И вот мы уже на бухарском Регистане, а тут просто глаза (или объектив фотокамеры?) разбегаются. Какая мощь! Название архитектурного комплекса Пои-Калон XII-XIVвеков переводится, как «Пьедестал великого», и минарет Калон действительно смотрится величаво. Не менее внушительна и мечеть Калон: хочется пасть ниц. Но сдержимся.

Чтобы вобрать в кадр хотя бы часть всей этой красоты, надо отойти на изрядное расстрояние. Фото: Константин Исааков Войдём в мечеть Калон. Фото: Константин Исааков

Потому что неподалёку есть ещё кое-что вполне величавое – ансамбль Кош-Медресе: два смотрящих друг на друга строения. Медресе Абдуллахани медресе Мадари-Абдуллахан (матери Абдуллахана), заполненные сувенирными и другими торговыми лавочками. Пробежимся. Ведь рядом – роскошное медресе Мири Араб (XVI век): она нас не отпустит так быстро. Посмотрите, какая вязь резьбы по камню! А какой выразительный минимализм цветового решения!

Медресе Мири Араб в лучах полуденного солнца. Фото: Константин Исааков Да, время кое-где разрушило непрерывность узора, но только не саму композицию. Фото: Константин Исааков

Ходят тут туристы, восхищаются, щёлкают затворами фотокамер и кнопочками смартфонов, говорят на разных языках. А для кого-то вся эта красота привычна и обыденна. Вот бухарские мальчишки прямо у крепостной стены гоняют мяч. И ведь это замечательно. Те, кто вырос в окружении прекрасных творений рук человеческих, никогда не пойдут убивать себе подобных… хочется верить.

Футбол под крепостной стеной. Фото: Константин Исааков

ЖИТЬ В ГОРОДЕ-ПАМЯТНИКЕ

Понятное дело, для самих бухарцев всё это, наверное, вполне привычно: перебегаешь через дорогу (благо, трафик в Бухаре – не «столичный»), и натыкаешься на очередной архитектурный шедевр, мимо которого сотни раз проходил, не задумываясь. Может, приглядеться?

Небольшое вроде строение, но, если присмотреться... Фото: Константин Исааков

А ведь это мечеть Магоки Аттори, строилась-перестраивалась в XII-XVI веках. Красива, только надо бы подреставрировать.

Какой красивый фасад мечети! Но нуждается в серьёзной реставрации. Фото: Константин Исааков

Или: просто свернёшь с одной из центральных проезжих улиц города за угол, а там – совсем другая жизнь. С одно- двухэтажнойзастройкой, с резными дверями, с уютными двориками. Район небедный и тоже исторический.

Постучимся! Авось, откроют. Фото: Константин Исааков

Да, это уже другой лик Бухары. Он тоже отчасти туристический. Хоть и не столь изысканно украшенный, но хранящий в себе уникальную информацию о жизни многих поколений и даже не одной конфессии.

Возможно, вы что-то слышали о бухарских евреях. Появление этой этнической диаспоры восходит в этих краях к XVIII-XIX векам. У неё своя, особая субкультура, особый язык – с примесями фарси. А ещё очень большая сплочённость.

Об этом мы убедились в местной синагоге, что за одной из таких вот старинных входных дверей. Прошлое и настоящее здесь тесно сплетены.

Убранство синагоги в Бухаре традиционное, местне влияние - использование чёрного с позолотой. Фото: Константин Исааков В Бухарской синагоге очень гордятся побывавшими здесь именитыми евреями. Фото: Константин Исааков

Соединить историю и нынешнюю повседневность призвано, судя по всему, и шоу в упомянутом выше комплексе «Оазис», которое нам довелось посетить здесь вечером. Шоу, как шоу: одни красивые девушки танцуют народные танцы, другие красивые девушки демонстрируют одежды с элементами национального дизайна.

Люди едят, девушки танцуют - словом, Show must go on. Фото: Константин Исааков В этих интерьерах такой наряд смотрится вполне гармонично. Фото: Константин Исааков

Но поутру после шоу мы всё же попали в места гораздо более аутентичные. По этим старым, а то и ветхим жилым кварталам Бухары экскурсии обычно не водят. Впрочем, встретить такой тесно обжитой жилой сектор, где кучно живут порой несколько поколений, можно во множестве восточных городов.

Похожее фото можно сделать в Дамаске, Баку, любом другом вотсочном городе. Фото: Константин Исааков

А повели нас этими нетуристическими улочками, пообещав привести к некоему сюрпризу, если не чуду. Сюрпризы, впрочем, ожидали нас по пути. Как оказалось, в этом старом городском районе очень любят жить европейские туристы. И от центра недалеко, и недорого.

Вот таких гостевых домов тут несколько. Кто из местных жителей смог вложиться, сделав приличный ремонт и зарегистрировав право на приём постояльцев, тот не прогадал: вложения быстро окупились.Впрочем, перед городскими властями надо регулярно отчитываться: чтобы всё было чин чинарём.

Поселиться в гостевом доме в нетуристической зоне - это не только экономно, но и очень душевно. Фото: Константин Исааков

Чудо же нас ждало на финише этой внеплановой экскурсии. В комплекс Чор Минор, замечательный образец строгой бухарской архитектуры начала XIX века, нельзя было не заглянуть. А потом ещё и подняться по крутым ступенькам к его минаретам, обозрев с площадки между нимиокрестности – эти самые жилища простых бухарцев.

Говорят, если помолиться на этой крыше, меж четырёх минаретов, какой-то из грехов, возможно, и простится. Фото: Константин Исааков

ИЗ ЖИЗНИ ЭМИРОВ

Ну, а у эмиров во все времена – другие, как известно, территориальные масштабы, и другие запросы. Соответственно, другое и историческое наследие. Съездили мы в комплекс Ситораи Мохи Хоса – загородную резиденцию эмира бухарского Мир Сайида Алимхана, известную как Летний дворец Эмира. Здесь, в цветущем саду, в бывших эмирских покоях начала XX века, сейчас располагаются Музей прикладного искусства, Музей национального костюма и Музей рукоделия. Выглядит резиденция, конечно же, вполне по-эмирски.

Резиденция Эмира. Фото: Константин Исааков

В её музеях, кстати, есть экспонаты, свидетельствующие о сближении в конце позапрошлого – начале прошлого веков Бухарского эмирата с Российской империей: интерьерные скульптуры, документы. Но не меньший интерес представляют изделия, выполненные в национальной художественной традиции – ювелирка, посуда, чеканка.

Эмиры бухарские знали толк в красивой посуде. Фото: Константин Исааков

Завершающим акцентом нашего бухарского тура, получившегося вполне-таки искусствоведческим, организаторы решили сделать посещение Цитадели Арк. Эта крепость в центре Бухары занимает – около 4 гектаров. И выглядит как весьма пафосный символ власти – единоличной, эмирской. Восток есть Восток.

Даже на фоне нехилого трудяги-верблюда мощь стен цитадели впечатляет. Фото: Константин Исааков

Кажется, стоит Цитадель здесь вечно. И действительно, первые следы здешних строений археологи относят к IIIвеку до нашей эры. Хотя ныне сохранившиеся постройки возводились, в основном, с XVIII до начала XX веков. Говорят, в этих высоченных стенах творили великий азиатские поэты и учёные Рудаки, Фирдоуси, Ибн Сина (Авиценна), Аль-Фараби, а позднее и Омар Хайам.

Кто только ни разрушал Цитадель: от Чингисхана в XIII веке до большевиков, которые по приказу Фрунзе бомбили Арк с самолёта, вовлекая так, по-большевистски, гордую Бухару в «дружную семью советских народов».

Доминирующая и здесь чистота палевого бухарского камня - дань традиционной стилистике. Фото: Константин Исааков

Внутри Цитадели – множество строений, которые в прошлом имели самое разное служебное предназначение. В иных любопытны интерьеры.

Замысловатая узорчатая геометрия потолка встречается во многих узбекских строениях. Фото: Константин Исааков

Сейчас в Цитадели Арк располагается главный офис и часть экспозиции Бухарского государственного музея-заповедника и Краеведческого музея. Можно обозреть и Дворцовую мечеть Джоме, тронный зал, конюшенный двор.

В Глубине Тронного зала можно заметить трон. Ходят слухи, что последний эмир Бухарский успел-таки на нём посидеть. Фото: Константин Исааков

Погуляв по просторной крыше, где некогда располагались конюшни, предстоит нам бросить прощальный взгляд на Бухару, с которой вскоре предстоит попрощаться.

Два дня в Бухаре – казалась, вполне достаточно: город всё же не так велик.

Арки в Бухаре, в отличие от самаркандских, не разукрашены пёстрой мозаикой, а умиротворяют бежевой, палевой строгостью. Фото: Константин Исааков

Но, как выяснилось, увидеть мы успели не всё. Не побывали, скажем, в Вобкентском районе в туристической деревне Ширин, а это всего в 20 километрах от города. В ней устраивают интереснейшие мастер-классы по изготовлению солёных косточек, сухофруктов, национальных сладостей.

Не заглянули и в новый инновационный туркластер Bukhara Desert Oasisand Spa, где туристам предлагают покататься хоть на верблюде, хоть на квадроцикле.

А в районе Тудакульского водохранилища на территории в 15 гектаров, оказывается, недавно создан центр пляжного туризма Silk Road Family Resort, вмещающий до 500 туристов. Тоже хорошо бы посмотреть.

Да и в самой Бухаре не всё увидели: например, говорят, прямо за гостиницей «Сахид Зарафшан» открыт настоящий «Ночной рынок» –с национальными сладостями, изделиями ручной работы, сувенирами.

Словом, в Бухару надо вернуться.

Константин Исааков – специально для «Вестника АТОР»

Фото: Константин Исааков – специально для АТОР