Зося. СССР–Польша, 1967. Режиссер Михаил Богин. Сценарист Владимир Богомолов. Актеры: Пола Ракса, Юрий Каморный, Веслава Мазуркевич, Барбара Баргеловская, Зыгмунт Зинтель, Николай Мерзликин, Георгий Бурков и др. 22,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Михаил Богин поставил пять полнометражных игровых фильмов, из которых только военной мелодраме «Зося» удалось войти в тысячу самых кассовых советских кинолент (хотя можно смело предположить, что короткометражный шедевр М. Богина «Двое» посмотрело не меньшее число зрителей).
Эмоциональная история платонической любви юной красавицы–польки (суперзвезда польского кино 1960–х Пола Ракса) и молодого офицера советской армии (актер трагической судьбы Юрий Каморный), с боями продвигающейся через Польшу в 1944 году…
Со времени премьеры замечательного фильма Михаила Богина «Зося» прошло уже больше полувека, но его до сих пор продолжают смотреть и обсуждать зрители.
У «Зоси» и сегодня очень много поклонников:
«Потрясающая история любви! Впечатляет не меньше, чем любовь Ромео и Джульетты. И один из самых лучших фильмов о войне» (Александр).
«Великолепный фильм! И игра актеров потрясающая...» (С. Новиков).
«Фильм, конечно, замечательный. Очень нежный и глубокий» (О. Сергеева).
«Один из самых любимых фильмов в юности… Да и сейчас таковым быть не перестал» (Кира).
«Фильм о войне, который никогда ранее не видела. Простой, глубокий, трогательный. Удивительно красивая и очень органичная пара актеров: Юрий Каморный – Пола Ракса» (Олгуна).
«Какая красивая лирическая и грустная история с такими же красивыми молодыми актёрами… Пола Ракса была олицетворением западной, неведомой нам красоты, её фото из "Советского экрана" старшая сестра повесила на стену и мы любовались её необыкновенными глазами и очень скромной полуулыбкой» (Тереза).
«Фильм просто шедевр! Каморный, Мерзликин, Бурков, Пола Ракса – все настолько хорошо играют, что трудно даже сказать, кто лучше. А Каморный еще вдобавок и очень красив! Какая–то есенинская незащищенность и нежность есть в этом повидавшем смерть молодом офицере. Несмотря на кровь и грязь войны, он сохранил чистоту души. Мне кажется, именно это почувствовала в нем Зося, потому и влюбилась» (НВЧ).
«Очень люблю этот фильм еще с детства, чистый, светлый, замечательно всё в этом фильме. Шедевр. Хорошие советские фильмы не перестают восхищать с годами, не теряют своей привлекательности, да – это настоящее!» (И.В.).
«Хороший фильм. Трогательная история любви на войне. И понимаешь, что герои никогда уже не встретятся...» (Б. Нежданов).
Но, увы, как часто это бывает, у некоторых зрителей нашлась и капля дегтя: «Фильм был бы вне всякой критики, если бы не испортившая все Пола Ракса. Если у Богомолова это 16–летняя девочка, красивая, с сильным характером, с чувством собственного достоинства, то Пола Ракса изобразила какую–то потаскушку, далеко не юную, визгливую, да еще в небрежно нахлобученном парике» (Мила).
И это сказано об игре одной из самых лучших актрис польского кино, находившуюся в середине 1960–х на пике творческой формы!
Жаль, что зрители в своих отзывах как–то не обращают внимания на изумительный визуальный ряд фильма «Зося». Михаил Богин вместе с одним из лучших операторов польского кино Ежи Липманом (1922–1983, он снял такие шедевры, как «Канал», «Нож в воде», «Пепел») создал удивительной в своей лиричности мир обещания любви, с тонкой акварелью портретов влюбленных героев…
В отличие от многих политически ангажированных советских фильмов о войне, «Зося» и сегодня поражает своей искренностью и чистотой…
Это киноклассика большого Мастера экрана…
И я очень рад, что Михаил Богин прочел этот мой короткий текст о «Зосе» и ответил так: «Чрезвычайно Вам признателен, Александр. Очень тронут Вашим вниманием к моему фильму».
Киновед Александр Федоров
Железный поток. СССР, 1967. Режиссер Ефим Дзиган. Сценаристы Ефим Дзиган, Аркадий Первенцев (по одноименной повести Александра Серафимовича). Актеры: Николай Алексеев, Лев Фричинский, Николай Денисенко, Владимир Ивашов, Александр Дегтярь, Яков Гладких, Николай Дупак, Нина Алисова и др. 22,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Эта драма о гражданской войне снималась специально к 50–летию установления советской власти, которое торжественно отмечалось в ноябре 1967 года.
Так что просто удивительно, что журнал «Искусство кино» вместо хвалебной рецензии поместил весьма критическую по тону статью, где, разумеется, сначала отдавалось дань важности историко–революционной тематики, но затем обращалось внимание читателей, что, «сталкиваясь с эстетикой цветного широкоформатного фильма, авторы не всегда выходят победителями. Не всегда находят в себе силы «безжалостно вычеркнуть» тот или иной отлично, но красиво снятый пейзаж, красиво решенную мизансцену. ... А на экране вдруг возникает эффектно снятая, почти туристическая кавказская гора и протянувшиеся по ее узким тропам, словно в балете, арифметически построенные колонны таманцев. Но нужно ли создателю «Мы из Кронштадта» напоминать о том, что принцип максимальной документальности в художественном игровом фильме был незыблемым правилом великих эпических лент. Вспоминаешь, к сожалению, и о таком популярном в последнее время понятии, как «гримированный кинематограф», глядя на явно приклеенные бороды, на явно загримированные лица исполнителей второго плана» (Львов, 1967: 68).
В отличие от «Искусства кино», журнал «Советский экран» не стал раздражать ортодоксальных коммунистических идеологов и опубликовал восторженную рецензию, где утверждалось, что «Ефим Дзиган создал зрелищное, поистине глубоко волнующее произведение» (Тверской, 1967: 11).
Сегодня «идеологически выдержанный» «Железный поток» основательно забыт зрителями, и его вспоминает в основном аудитория старшего возраста, смотревшая его в детстве:
«Масштабность – да! Только в этом фильме масштабные сцены поглощают все остальное. Все крутится перед глазами, крики шум, гул. А вот люди по отдельности, не в общей массе, показаны слабо, и игра актеров абсолютно не захватывает. Я и Серафимовича–то считаю слабоватым писателем, и фильм тоже получился очень слабым» (Наталья).
«Главный герой этого фильма народ, железный народ, железный поток, против которого ничто и никто устоять не может. Вся наша великая и трудная история подтверждение этому. Фильм потряс меня в детстве, восхищает и сейчас. Это очень достойный фильм. Пересмотрите его сейчас, если не смотрели, он этого стоит» (Алекс).
Киновед Александр Федоров