Суть спора: Административный орган обратился в суд с исковым заявлением к Обществу о взыскании ущерба, причиненного почвам.
Решение суда:
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований Административного органа.
Фабула дела:
Общество осуществляет эксплуатацию месторождения нефти. В адрес Административного органа поступило сообщение от Общества об отказе на участке трубопровода в результате чего произошел разлив нефти на рельеф местности. В ходе осмотра Административным органом участка, на котором произошел инцидент, были отобраны пробы почв. В результате проведения лабораторных исследований было выявлено превышение в отобранных пробах загрязняющих веществ. Административный орган решил, что в результате произошедшего инцидента Общество причинило ущерб окружающей среде, выразившийся в уничтожении плодородного слоя почвы. Общество было привлечено к административной ответственности, в его адрес было направлено требование о добровольном возмещении вреда. Отказ Общества от удовлетворения требования явился основанием для обращения Административного органа в суд.
Правовое обоснование:
1. Согласно ст. 78 Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Возмещение вреда, причиненного окружающей среде, возможно как в денежной форме посредством взыскания суммы убытков, так и в виде выполнения мероприятий по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.
2.Суд указал, что в соответствии с в п.п. 12, 13 Обзора судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24 июня 2022 г.), возможность возложения обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды: поставлена в зависимость от наличия проекта восстановительных работ, разработанного и утвержденного с соблюдением требований действующего законодательства; обусловлена наличием соответствующего волеизъявления ответчика, выражающегося в добровольном совершении действий, направленных на осуществление необходимых мероприятий, подтверждением которого является разработка проекта восстановительных работ ко времени рассмотрения дела судом, при отсутствии такого проекта суд выносит решение о возмещении вреда в денежной форме.
3.В соответствии с п. 15 Правил проведения рекультивации и консервации земель (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 г. № 800) (далее – Правила) проект рекультивации земель, проект консервации земель до их утверждения подлежат согласованию с собственником земельного участка, находящегося в частной собственности, в случае, если лицо, обязанное обеспечить рекультивацию земель, консервацию земель в соответствии с пунктом 3 Правил, не является собственником земельного участка.
4.Согласно п. 17 Правил предметом согласования проекта рекультивации земель является достаточность и обоснованность предусмотренных мероприятий по рекультивации земель для достижения соответствия рекультивируемых земель требованиям, предусмотренным пунктом 5 Правил. Предметом согласования проекта консервации земель является обоснованность проведения консервации земель в соответствии с п. 7 Правил, а также достаточность и обоснованность предусмотренных мероприятий по консервации земель для достижения целей уменьшения степени деградации земель, предотвращения их дальнейшей деградации и (или) негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду.
5.Судом было установлено, что Обществом в отношении загрязненного участка был добровольно разработан проект рекультивации земель, согласованный с правообладателями земельных участков. Суд указал, что этот факт подтверждает достаточность и обоснованность, предусмотренных проектом мероприятий для достижения восстановления, продуктивности и ценности нарушенных земель.
Резюме суда:
Проведение лицом, причинившим вред почвам работ по рекультивации на основании согласованного и утвержденного проекта рекультивации представляет из себя добровольное возмещение вреда посредством выполнения мероприятий по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды и взыскание с такого лица ущерба в денежной форме необоснованно.