Найти в Дзене
Михаил PRO

ВНУТРИ ЗАБРОШЕННОГО ХРАМА СТОИТ ПЯТИЯРУСНЫЙ ИКОНОСТАС. Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы, с. Буяково, Сусанинский район.

Всем привет! В настоящей статье я решил рассказать о Введенском храме села Буяково. До революции село находилось в границах Костромского уезда, а ныне - это территория Сусанинского района Костромской области. В этом храме я был один раз, 23 ноября 2014 года. Кстати сказать, в тот день мы посетили еще с. Андреевское, в котором есть старинный деревянный храм. О нем я уже писал:

Поздняя осень - время особое для подобных путешествий. С одной стороны, деревья уже без листвы, которая летом мешает рассмотреть детально здание храма. С другой стороны, часто пасмурная погода, рано темнеет, одним словом не хватает света, для фотографирования.

Первым известным документом, в котором упоминается с. Буяково является духовная грамота, по которая раба Божия Мария Нечаева завещала село Свято-Троицкому Сергиеву монастырю (ныне - Лавре).

-2
-3
-4

Как видно, документ датирован 23 июня 7079 года, или 1571 года от Рождества Христова. Таким образом, можно точно утверждать, что к 1571 году приходская жизнь в селе уже была.

Последующие документальные упоминания села Буяково относятся к 102, 124, 137 и 138 годам. Не забываем, что речь идет 7102, 7124 .... годах. Вычитая число 5508, мы получим номера годов от Рождества Христова. Т.о., это 1594, 1616, 1629 и 1630 года соответственно.

-5

Указанные документы свидетельствуют, что в 16 веке в селе было два деревянных храма: Введения во Храм Пресвятой Богородицы (летний) и св. Димитрия Прилуцкого (зимний)... В 124 (1616) году упоминается 8 пустых дворов, крестьяне которых "от людей литовских побиты". Вечная память! Кстати, Буяково находится рядом с местом подвига патриота земли Русской - Ивана Сусанина.

Более поздние упоминания села и прихода традиционно связаны с уплатой дани в 1653, 1676, 1733 и 1746 годах:

-6

К сожалению в документах не упоминается о том, перестраивались ли деревянные храмы и это годы. Вероятно да, но свидетельств не сохранилось. Очевидно лишь одно, на месте деревянных храмов в 1810 году была воздвигнута новая величественная Введенская церковь. Вот ее статистическое описание за 1863 год:

-7

Как видим храм имел 3 престола, а именно в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы, св.благ. князя Александра Невского и преп. Сергия Радонежского. Приход был большой: 2194 человека проживали в 24 селениях на пространстве 5 верст от храма.

Во 2-й пол. 19 в. севернее церкви был сооружен крупный двухэтажный кирпичный дом причта, в фасадном декоре которого были повторены детали наружного убранства храма, в частности рамочные оконные наличники. Видимо, тогда же территория церкви была обнесена кирпичной оградой. В нач. 20 в. в нескольких десятках метров южнее церкви построили церковно-приходскую школу. По количеству населения приход вырос примерно на четверть...

Вот статистическое описание храма за 1911 год:

-8

Храм был закрыт в кон. 1930-х гг., видимо, тогда же была разобрана церковная ограда. Дом причта снесен в кон. 20 в.; к объему церковно-приходской школы,
вероятно, в 1-й пол. 20 в. сделана крупная бревенчатая пристройка. Сегодня здание школы заброшено. Но нас интересует храм.

-9

Церковь построена в типичных формах для стилистического перехода от барокко к классицизму. Объемная композиция церкви симметричная
относительно продольной оси. Двусветный четверик храма со скругленными
углами увенчан пятью чешуйчатыми луковичными главами на цилиндрических
барабанах (центральный - световой). Полукруглая апсида уже и значительно
ниже четверика. Равновысокая ей трапезная, слитая с боковыми приделами,
имеющими полукруглые апсиды, ранее завершалась трехскатной кровлей. Трехъярусная колокольня состоит из трех уменьшающихся по площади четвериков увенчана четырехгранным барабаном, шпиль утрачен.

Вид на храм со стороны алтаря:

-10

Колокольня:

Четверик:

-12

Здесь мы можем видеть разрушенную северную стену трапезной части храма.

Купола:

Предлагаю зайти в храм. Трапезная часть очень сильно разрушается, а возможно уже обрушилась. В 2014 году внутри ее было так:

-14

-15
-16
-17

Как мы видим здесь ничего не сохранилось.

Совершенно иная ситуация в четверике. В него кстати можно попасть и через вход в стене:

-18

Первое, что поражает когда попадаешь во внутрь, это сохранившаяся рама пятиярусного классицистического иконостаса сер. 19 в.. Он стоит в храме с момента постройки. Извиняюсь за качество фотографий, в храме было темно:

Конечно декор иконостаса утрачен; 3 ярус и выше, очень повреждены. Однако еще в 1974 году рама была в полном сохране, более того, в двух его верхних ярусах присутствовал резной позолоченный декор.

Даже сохранилась северная дьяконская дверь:

-20

В четверике фрагментарно сохранилась роспись. Она выполнена маслом в академических традициях в сер. 19 в., поновлена на рубеже 19-20 вв.

Свод храма отделен от стен лепным карнизом. Свод расписан кессонами, на фоне которых в каждом лотке помещено круглое клеймо с сюжетом, посвященным проповедям Христа. К сожалению подробно разглядеть сюжеты уже невозможно.

-21

На боковых стенах, между окнами второго света, помещены фигуры апостолов в рост, а ниже - сюжетные композиции в рамах с пышными псевдобарочными картушами.

-22
-23

Обратите внимание: над изображениями апостолов в стены вмурованы голосники...

На северной стене сюжеты росписи почти полностью утрачены. Масштабы утраты живописи иллюстрирует это фото:

-24

На южной, где сохранность изображений лучше, читаются: «Моление о чаше», «Введение во храм» и «Христос перед Пилатом» под окнами второго света, а ниже, под рисованным раскрепованным карнизом, - «Усекновение главы Иоанна Предтечи » и «Исцеление слепого».

Вот например "Вход во Храм Пресвятой Богородицы":

-25

«Исцеление слепого»:

-26

Вот еще сюжет. Думаю это "Иисус Христос и дети":

-27

Или вот сюжет... Вообще не читается:

-28

На западной стене были изображены: по сторонам центральной композиции «Воскресения Христова» два сюжета: слева аллегория «Песнь Богородицы», видимо написанная несколько позже, и (ниже) «Вознесение », а справа соответственно «Рождество Христово» и «Преображение».

Колорит росписей построен на сочетании охристых и глубоких темно-синих тонов.

Алтарь. Вид на западную стену:

-29

В алтаре на своде, отрезанном от стен лепным карнизом, был изображен Саваоф, а по сторонам центрального окна - Василий Великий и Иоанн Богослов.

Вот что осталось от этих изображений:

-30

Большая фотогалерея этого храма есть здесь.

Вот и все на сегодня. Благодарю за внимание. Ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на канал. До новых встреч. Пока!

-31