Найти тему
КУЛЬТУРА.РФ

Не только Рублев: 5 великих русских иконописцев. Симон Ушаков

Вместе с православием Русь позаимствовала у Византии и живопись, которая до XVII века сводилась лишь к церковным иконам и фрескам. Первоначально храмы оформляли византийские мастера или их ученики. Но в конце XIV века иконопись в Древней Руси начала быстро развиваться: талантливые отечественные мастера стали создавать свои приемы и уходить от канонов. Читайте, что привнесли в церковное искусство пять известных художников и как менялся стиль русской иконописи на протяжении XIV–XVII веков.

СИМОН УШАКОВ. ДРЕВО ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО (ФРАГМЕНТ). 1668. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ, МОСКВА
СИМОН УШАКОВ. ДРЕВО ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО (ФРАГМЕНТ). 1668. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ, МОСКВА

Придворный живописец Симон Ушаков работал во второй половине XVII века. Его произведения отражали моду на все западное и привнесли в русскую иконопись новый стиль. Лики святых стали более округлыми, черты более мягкими, а цвет лица приблизился к теплому телесному. Здания художник начал изображать реалистичными. Его работы напоминали западноевропейские гравюры, но композиция все еще оставалась условной, отсутствовал источник света.

СИМОН УШАКОВ, ЯКОВ КАЗАНЕЦ, ГАВРИИЛ КОНДРАТЬЕВ. БЛАГОВЕЩЕНИЕ С АКАФИСТОМ (ФРАГМЕНТ). 1659. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ, МОСКВА
СИМОН УШАКОВ, ЯКОВ КАЗАНЕЦ, ГАВРИИЛ КОНДРАТЬЕВ. БЛАГОВЕЩЕНИЕ С АКАФИСТОМ (ФРАГМЕНТ). 1659. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ, МОСКВА

Сперва Ушаков служил «царским жалованным иконописцем» и быстро стал популярен. В 1664 году он уже руководил мастерами Оружейной палаты — главного на тот момент художественного центра России. Его художники расписывали дворцы и церкви, создавали иконы и миниатюры. Именно Симон Ушаков воплотил метод совместного труда: один художник придумывал композицию иконы, второй писал лики святых, третий — одежду и фон. Так, икону «Благовещение с акафистом» Ушаков написал вместе с Яковом Казанцем и Гавриилом Кондратьевым.

СИМОН УШАКОВ. СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ. 1658. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ, МОСКВА
СИМОН УШАКОВ. СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ. 1658. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ, МОСКВА

Характерный пример «живоподобной» иконы Ушакова — «Спас Нерукотворный» для московской церкви Троицы в Никитниках. Там же художник создал свою версию Богоматери Владимирской — «Древо Государства Российского». На иконе корни древа «произрастают» из Успенского собора, на ветвях в медальоны вписаны портреты двадцати московских святых, а в медальоне по центру — образ Богоматери.

Автор: Дарья Мартыненко