Найти тему
КУЛЬТУРА.РФ

5 великих русских иконописцев. Андрей Рублев

Вместе с православием Русь позаимствовала у Византии и живопись, которая до XVII века сводилась лишь к церковным иконам и фрескам. Первоначально храмы оформляли византийские мастера или их ученики. Но в конце XIV века иконопись в Древней Руси начала быстро развиваться: талантливые отечественные мастера стали создавать свои приемы и уходить от канонов. Читайте, что привнесли в церковное искусство пять известных художников и как менялся стиль русской иконописи на протяжении XIV–XVII веков.

АНДРЕЙ РУБЛЕВ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (ФРАГМЕНТ). 1425–1427. ТРОИЦКИЙ СОБОР СВЯТО-ТРОИЦКОЙ СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ, СЕРГИЕВ ПОСАД, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
АНДРЕЙ РУБЛЕВ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (ФРАГМЕНТ). 1425–1427. ТРОИЦКИЙ СОБОР СВЯТО-ТРОИЦКОЙ СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ, СЕРГИЕВ ПОСАД, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Андрей Рублев был учеником Феофана Грека. Впервые летописцы упоминают его в 1405 году: тогда он вместе со своим учителем и неким Прохором с Городца расписывал Благовещенский собор. Рублева считают автором семи икон праздничного ряда. Они, по словам живописца Игоря Грабаря, написаны «художником, одержимым красочными исканиями и умеющим не только брать первые пришедшие в голову яркие сочетания, но объединять их в гармоническое впечатление». Рублев тонко выписывал переходы от света к тени, избегал бликов и точно прорисовывал детали, а также добавлял в изображения эмоциональности, например в «Рождестве Христовом» и «Крещении», где ангелы склоняются перед Христом. Эти приемы были новы для живописи того времени.

АНДРЕЙ РУБЛЕВ. ТРОИЦА (ФРАГМЕНТ). 1400-Е. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ, МОСКВА
АНДРЕЙ РУБЛЕВ. ТРОИЦА (ФРАГМЕНТ). 1400-Е. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ, МОСКВА

В мае 1408 года иконописец вместе с Даниилом Черным оформил фресками и иконами Успенский собор во Владимире, после чего стал известным русским мастером — ему поручили написать новую главную икону Троице-Сергиева монастыря. Знаменитая «Троица» повторяла привычную композицию: три ангела-вестника сидят за столом во время посещения дома Авраама и Сарры. Они явились, чтобы сообщить о том, что у Сарры родится сын. Визуально фигуры ангелов образуют круг — символ единения Отца, Сына и Святого Духа. Однако Рублев опустил некоторые подробности, которые раньше включали в композицию. На иконе нет Авраама и Сарры, а атрибуты трапезы и элементы на фоне сведены к минимуму и играют лишь роль символов. Такое изображение Святой Троицы стало новым каноном в русской иконописи.

АНДРЕЙ РУБЛЕВ. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО (ФРАГМЕНТ). 1410-Е. БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ, МОСКВА
АНДРЕЙ РУБЛЕВ. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО (ФРАГМЕНТ). 1410-Е. БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ, МОСКВА

Вероятно, Рублев написал не только главную икону. По словам искусствоведа Энгелины Смирновой, его стиль можно проследить во всем иконостасе белокаменного Троицкого собора.

Автор: Дарья Мартыненко