Встречая с моря гостей Ялты, красуется у входа в гавань старинный маяк – одна из любимейших декораций для снимков на память пассажиров круизных лайнеров и гостей променада курортной набережной.
Вся фигура навигационной постройки пропитана духом ушедших эпох, когда Чёрное море только-только начинали бороздить корабли на пару, а настоящими хозяевами волн всё ещё были парусники.
Ялтинский маяк воздвигли в 1874 году на останках фундамента античной сигнальной башни, что помогала морякам найти путь к мысу Иоанна Златоуста ещё тысячелетия тому назад. Маяк Ялты стал детищем гидрографических проектов легендарного адмирала Михаила Лазарева – первооткрывателя Антарктиды и командующего Черноморским флотом в 1833 – 1851 годах. Сразу за маяком, в 1889 – 1892 году был достроен порт и защищающий его от волн мол, благодаря которому Ялтинская бухта стала самой спокойной на всём Южном берегу Крыма.
Автором первой версии маяка – чугунной – стал выдающийся инженер, археолог и историк А. Бертье-Делагард, который также принимал участие в строительстве портов Севастополя и Феодосии. Но, к сожалению, в ходе Второй мировой войны отлитое из металла здание было почти полностью разрушено. Восстановление ялтинского маяка завершилось уже в 1957 году. Новому зданию придали классическую форму многоугольной белой башни, выполненной из железобетона, накрытой покатой крышей со шпилем. Высота сооружения составила 17 метров, маяк оснастили лучшим оборудованием, существовавшим в те годы.
В новейшей истории ялтинский маяк ждали новые приключения. В 1980-е годы, согласно модным «перестроечным» веяниям, красный свет маяка вдруг стал зелёным. Но капитанов этот вид сигнала решительно не устраивал и ввиду многочисленных жалоб, был возвращён прежний рубиновый огонёк.
В 1994 году он потух ввиду возникших между Украиной и Россией разногласий по поводу содержания объекта. Чтобы не ставить под угрозу безопасность навигации, украинская сторона поставила временный свет рядом со старым маяком: это была мощная лампа на длинном шесте. Договорённость по вопросу ялтинского маяка была достигнута в 1997 году, его территория стала военной частью и «объектом совместного пользования».
Маяк стал неотъемлемым атрибутом широкого бетонного мола, устремлённого из Ялтинской бухты в открытое море. Так же как и столетие тому, рядом видна старинная пушка на больших колёсах, заряжаемая ядрами – с маяком они стерегут безопасность швартуемых здесь больших и малых кораблей, непоколебимые даже в 8-9-бальные шторма и такие живописные в лучах яркого крымского солнца.
Почитайте наши другие публикации:
******************************************
Понравилась статья? Ставьте 👍 и присоединяйтесь к нам!
Вдохновляйтесь каждый день новыми идеями для путешествий, и узнавайте новые места!
Подпишитесь на наш проект TRAVEL NOW в социальных сетях:
||| ЯRUS ||| Вконтакте ||| OK ||| Telegram
*********************************************